• Презентация на тему "полевые сорняки и борьба с ними". Основы агрономии «Сорные растения и меры борьбы с ними Вред причиняемый сорняками

    08.05.2024

    Конспект занятия-наблюдения по родной природе в старшей группе детского сада, тема занятия: «Подмаренник цепкий»

    Цели:

    Познакомить детей с растением, его особенностями.
    Закрепить знания о понятие «сорняк».
    Развивать мышление, вникая в смысл слов.
    Воспитывать любознательность, интерес к родной природе.

    Ход наблюдения:

    Рассмотрите хорошенько это травянистое растение. Обратите внимание на стебли - они то стелятся по земле, то приподнимаются. Листья узкие, растут из одного места на стебле сразу по 6 штук. Пересчитайте сами и убедитесь. А какой формы плоды? (Ответы детей). Плоды имеют форму шара.

    Называется это растение - подмаренник цепкий. Научное название произошло от слова «молоко», потому что у коров, поевших подмаренник, молоко становилось красноватым и быстро портилось. Именно поэтому подмаренник не поедается скотом, но используется человеком в народной медицине.

    У этого растения очень много народных названий. И почти все они связаны со способностью подмаренника цепкого прилипать ко всему, к чему ему удается прикоснуться. А уж как прилипнет к одежде, например, длинный стебель с узкими листьями, так с трудом отдерешь, будто клеем намазан. А все потому, что стебель и листья этого растения покрыты мелкими загнутыми щетинками-крючками. (Можно рассмотреть листья и стебель в лупу, провести эксперимент на выявление липучих свойств растения).

    Народные названия: липучник, царапница, цеплянка, липчица (Украина), дерябка, кошки-собаки, липкая трава, царапница, цеплянка, прилип, цап-царап, устели землю. Какое из этих названий вам понравилось? Показалось смешным? Непонятно?

    Растет подмаренник цепкий повсеместно, вдоль дорог, на пустырях, среди кустарников, близ оград, по берегам рек, а также в посевах.

    Это растение сорное, засоряющее посевы. Стебли подмаренника, усеянные зубчиками, такие хваткие и цепкие, что легко карабкаются по другим растениям. Заползает сорняк подмаренник на колос и, обвивает, опутывает его, а затем и подгибает к земле. Такие сорные растения, которые мешают расти и получать урожай культурных растений, называют - сорняки. От сорняков люди стараются избавляться.

    У нас в Крыму на каменистых склонах и пустынных степях растет родственник подмаренника цепкого - подмаренник тончайший. Вот как он выглядит. (Показ картинки. Выяснение сходств и различий). Надеюсь, вам понятно происхождение названия подмаренника тончайшего? (Ответы детей). И стебли, и листья у него намного тоньше.

    Вопросы на закрепление:

    1. Какие народные названия подмаренника цепкого вам запомнились?
    2. Почему это растение считают злостным сорняком?
    3. Благодаря чему подмаренник цепкий прилипает к одежде?

    Зацветает мышинный горошек, И в метёлку выходит пырей, Нет, не даром о травах хороших Слышал я разговор косарей.

    А Комаров

    Особую и весьма своеобразную группу представляют собой сорные растения в ши­роком смысле слова. Этим термином, как из­вестно, обозначают растения, являющиеся обычным спутником человека. Где нет чело­веческих жилищ и человек является редким посетителем среди степей, лесов и т.п., там нет и этих растений. Но, как только человек поселяется в новой местности и обзаводится хозяйством, вслед за ним поселяются сорные растения, занимая место росших здесь ранее. Наоборот, стоит человеку оставить насижен­ное место, и его спутники - растения совер­шенно вытесняются другой растительностью. Сорняки можно встретить и на поле, и на пустырях, и в огороде, и у дороги. Принято считать, что сорные растения приносят толь­ко вред, но как оказалось, многие из них яв­ляются лекарственными, кормовыми, пище­выми, почвозащитными и т.д.

    Если вам приходилось полоть грядки с ово­щами, то вы, наверное, встречали маленькую травку с мелкими овальными листочками, всегда мокрую на ощупь, даже в сухую пого­ду. У этой травки название неприятное - «мок

    ­ рица» , однако, латинское название доволь­но поэтичное ( Stellaria media ), то есть звезд­чатка средняя относится к семейству гвоздич­ных.

    Действительно, её тонкие белые лепес­тки, разделённые надвое, имеют вид изящной звёздочки. По этим цветкам можно предска­зать погоду, если до 9 часов утра венчик не раскроется, то днём будет дождь. Этим баро­метром можно пользоваться всё лето, так как мокрица цветёт с апреля до поздней осени.

    Это своеобразное по своей биологии рас­тение является хорошей пищей для цыплят и комнатных птиц, от чего его иногда называют «птичьим салатом». Мокрица способствует увеличению молока у коров. Данное растение может употреблять в пищу и человек в сы­ром виде, как салат, варить из него щи и де­лать пюре.

    Спорыш птичий (Polygonum aviculare )

    или, как называют его в народе, «травка-му-равка», имеет тонкие, но крепкие стебли, ко­торые бывают распростёрты по дороге. Из па­зух листьев торчат три розоватых мелких цвет­ка. Семена этого растения вместе с грязью налипают на обувь прохожих, на колёса авто­транспорта и переносятся таким образом по дорогам на большие расстояния. Но, это не­заметная, удивительно выносливая трава, оказывается также может быть полезной. Мо­лодая зелень её нежна и питательна. В лис­тьях есть белки, сахар и витамин С. Из неё можно приготовить суп и пюре, а из корней добывают синюю краску.

    Известно очень интересное сорное расте ние, которое старые люди рекомендуют класть в постель от блох и клопов - это полынь или артемизия ( Artemisia ), названная так в честь греческой богини охоты Артемиды. Полынь относится к семейству сложноцветных. Её легко узнать по беловатым шелковисто-вой­лочным, перисторассечённым листьям, изда­ющим резкий запах. Цветёт она в июле, авгу­сте, мелкими, жёлтыми корзинками, собран­ными в крупные облистные кисти. Полынь ра­стёт на сухих почвах и переносит сильную за­суху. Это связано с тем, что обильное выде­ление эфирного масла так же как и войлок волосков на листьях, предохраняет полынь от испарения воды. Человек использует полынь как лекарственное растение при сыпи, золо­тухе и для улучшения пищеварения.

    Дикорастущий пырей (Elytrigia repens )

    также полезен. В его корневище содержится до сорока процентов сахара, 11% белка, 0,03% жира. Из размолотых корневищ пырея получается мука, по питательности не уступа­ющая муке из зёрен пшеницы. В Германии из корневищ пырея приготавливают особый вид пива. Содержащийся в корневищах углевод-тритици идёт на приготовление пилюль. В на­родной медицине пырей употребляют как кро­воочистительное средство. Сено из пырея -хороший корм для скота. Старые конюхи под­кармливают лошадей корневищами пырея, чтобы они были выносливы и шерсть их была гладкой и блестящей.

    Злостный сорняк, бич посевов - пырей, стал родоначальником замечательных высокоуро­жайных сортов многолетней пшеницы.

    Все перечисленные выше растения про­израстают у нас в Амурской области и яв­ляются одними из самых распространённых. Проходя мимо невзрачных на первый взгляд растений, мы порой даже не подозреваем о их лечебных. медоносных и других полезных свойствах.

    Тема занятия: «Сорные растения и их внешний вид».

    Цель занятия: сформировать понятие о сорных растениях как обязательной части растительности и роли сорняков в сельском хозяйстве.

    Задачи:

    Образовательные:

    - познакомить учащихся с многообразием сорных растений.

    Рассказать о причинах снижения урожайности сельскохозяйственных культур.

    Развивающие:

    - создать условия для развития умственных, коммуникативных способностей учащихся.

    - способствовать развитию памяти, речи и технологического мышления в ходе определения способов борьбы с сорняками в посевах сельскохозяйственных культур.

    Воспитательные:

    Способствовать воспитанию таких качеств личности как трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, точность.

    Подвести учащихся к пониманию того, что от уровня знаний зависит будущий урожай.

    Методы: объяснительно - иллюстративный, частично- поисковый, наглядные.

    Оборудование: гербарные образцы, фотографии.

    Ход занятия.

    I. Изучение нового материала.

    1. Понятие о сорных растениях (рассказ).

    Сорняки растут не везде, а только там, где они не нужны. (М. Генин)
    Сорным и называют такие растения, которые не возделываются человеком, но засоряют посевы сельскохозяйственных культур и другие угодья. Засорители – растения, относящиеся к культурным видам, но не возделываемые на данном поле и засоряющие посевы основной культуры.

    На территории России произрастает около 1500 видов сорных растений из них 400видов ядовитые. Праздник сорняков 19 июня- Пропольник. В этот день сорняки не проклинают, а почитают как магические атрибуты Матушки-Земли. Ведь недаром сорняки красуются на картинах известных художников. В Русском музее и Третьяковской галерее хранятся два этюда художника И.И. Шишкина, посвященные растению-сорняку. Один из них называется «Сныть-трава».

    Понятие «сорные растения» относительно, зависит от места произрастания растения. Примеры относительности: взять, к примеру, льнянку обыкновенную. В народе растение это зовут львиным зевом. Бороться с ней трудно, она очень быстро размножается корневыми отпрысками. Но в то же время это - лекарственное растение, нужное людям. И пчелы любят посещать ее (она одно из медоносных растений).

    2. Вред сорных растений.

    Работая в парах, дайте ответ на вопрос: «В чем заключается «вред» сорных растений?

    Снижается урожайность и ухудшается качество продукции. Конкуренция с культурными растениями за свет, воду, питательные вещества.

    На сильно засорённых участках может быть снижение урожая в 1,5-2 раза

    Корни сорняков более развиты, чем у культурных растений (у осота, хвоща корни проникают до глубины 5,5-7,5 м). Полынь поглощает воды в 2 раза больше, чем пшеница.

    Потребление элементов питания сорняками значительно более интенсивное. Хвощ полевой – потребляет в 5-7 раз больше, чем озимая пшеница, следовательно, при высокой засорённости большая часть удобрений может уходить на “прокорм” сорняков.

    На сорняках размножаются вредители и сохраняются возбудители болезней.

    Затенение от сорняков снижает эффективность фотосинтеза культурных растений, уменьшает содержание белка в зерне. Ухудшается качество продукции. Многие сорняки и их семена ядовиты. Хвощ, лютик в сене вызывают отравление животных. Некоторые сорняки вызывает аллергию (амброзия).

    Совместно формируем вывод об отрицательной роли сорных растений:

    1. Угнетение жизнедеятельности выращиваемых растений.

    2. Снижение качества урожая.

    3. Истощение почв.

    4. Заросли сорняков – первичные резерваты вредителей и болезней с/х растений.

    Ликвидация сорных растений – первейшая задача в обеспечении высокой культуры земледелия .

    3 . Биологические особенности сорных растений. (рассказ, беседа)

    1) Плодовитость . С 1 м 2 осота жёлтого семян хватит для того, чтобы засеять 10 га

    2) Разнообразные способы распространения . Семена сорняков похожи по форме и размеру с семенами культурных растений, поэтому тяжело отделить при сортировке.

    3) Высокая жизнеспособность семян . Семена сорняков, оставаясь в почве, много лет способны сохранять всхожесть.

    4) Растянутое прорастание.

    5) Способность размножаться вегетативно. У пырея на 1 м 2 длина корневищ до 500 м, их масса -2,9 кг/м 2 ; обломки корней дают новые растения.

    6) Раннее созревание . Семена осыпаются до начала уборки; недозрелые семена сохраняют всхожесть

    4. Типы сорных растений.

    Демонстрация гербария. Практическая работа в группах по теме. Цель работы: определить и описать наиболее распространенные сорные растения. Данные зафиксировать в рабочей тетради.

    Физминутка.

    5. Классификация сорняков.

    а) по способу питания б) по продолжительности жизни в) по способу размножения.

    По продолжительности жизни: малолетние, двулетники – цикл развития – 2 года (донник жёлтый, чертополох), многолетние – живущие более 2 лет, размножаются семенами и вегетативно.

    6. Пословицы и поговорки про сорняки.

    Дай волю осоту, и огурцов на белом свете не станет.

    Где сорняк цветёт, там хлеб вянет.

    Сорняки в поле оставили, урожай убавили.

    Афоризмы и цитаты про сорняки.

    Что такое сорняк? Растение, польза которого еще не открыта. (Ральф Эмерсон )

    Они знают, это факт, где расти, как нас одурачить, как замаскироваться под самое полезное растение, и поэтому я заключаю, что у сорняков есть мозги. (Дайанн Бенсон )

    Сорняк (басня в стихах).

    Среди собратьев на песочной куче
    Сорняк ютился тощий и колючий.
    Томимый жаждой, в вечной тесноте
    Он ненавидел все растенья те,
    Что наливались соком на свободе
    На клумбе и на грядках в огороде:
    «Меня тут тля грызет, и солнце жжет,
    А их от бед хозяйка бережет
    От тли опрыснет, грунт взрыхлит, прополет,
    Польет из лейки теплою водою…
    А я весь высох, из песка торчу!
    Я тоже в огороде жить хочу!»
    Но жук ему сказал: «Не думай даже!
    Ведь каждый там не просто так посажен.
    Взгляни-ка, друг, еще раз за забор:
    Вот роза, чтоб пленять хозяйский взор,
    А вот клубника, чтоб зимой в варенье
    Дарить хозяйке удовлетворенье.
    Вот помидоры, чтоб крошить в салат,
    Солить их в банках и варить томат.
    Вот всей семьи кормилица – картошка,
    Вот валерьяна для хозяйской кошки…
    А прочим всем, кто пользы не несет,
    Хозяйка тяпкой голову снесет.
    Есть польза от тебя, скажи мне честно,
    Даришь плоды иль украшаешь место?»
    «Расту и всё!» «Так, братец, не пойдёт –
    Не получает тот, кто не даёт!»
    И люди есть, что сорнякам подобны –
    Завистливы, жадны́, никчемны, злобны,
    Всё думают, что им кругом должны,
    А сами не милы и не нужны.

    7. Полезные сорные растения. (рассказ)

    Оказывается:

    Сорняки очищают воздух;

    Служат кормом для диких и домашних животных;

    Являются пищевым продуктом для людей;

    Полезны своими лекарственными свойствами;

    Это сырьё для изготовления косметики;

    Это плацдарм для появления на свет таких насекомых, как бабочки;

    Это средство от вредных насекомых, и одновременно бытовой краситель и садовое удобрение;

    Сорняки - отличные медоносы, они привлекают в сад насекомых, опыляющих "заодно" и садовые растения.

    Сообщения учащихся о полезных свойствах сорняков.

    II. Закрепление. Викторина по теме «Сорные растения». (Работа по группам).

    Обведите кружочком правильный ответ. Каждое здание оценивается в 1 балл.

    1. Как называется сорняк, изображенный на рисунке?

    1) Лебеда

    2) Полынь

    3) Крапива

    2. Где перечислены только сорняки?

    1) Пырей, осот, крапива, астра, картофель.

    2) Лебеда, мышиный горох, пырей, полынь.

    3) Вьюнок, капуста, лебеда, подорожник.

    3. Выберите верные высказывания.

    1) Сорняки – это вредные бесполезные растения и их нужно уничтожать всеми способами.

    2) Сорняки – это культурные растения, выращиваемые человеком.

    3) Сорняки – это растения, которые приносят вред, засоряя сады, огороды, поля, но также имеют много полезных свойств и широко применяются в народной медицине.

    4. Какие сорняки можно использовать в приготовлении салатов?

    1) Одуванчик, крапива, щавель

    2) Щавель, полынь, одуванчик.

    5. Этот сорняк незаменим при царапинах, листик этого растения прикладывают к ранке для остановки крови и быстрого заживления.

    1)Вьюнок полевой 2)Подорожник 3)Полынь

    6. Этот сорняк лучше не брать голыми руками, можно обжечься.

    1) Одуванчик 2) Щавель 3) Крапива

    7. Отгадай по листику, что это за сорняк. Соедини стрелками название с листиком.


    Вьюнок, одуванчик, подорожник, крапива, тысячелистник

    8. Листья этого сорняка состоят из тысячи зубчатых пёрышек.

    1) Тысячелистник 2) Крапива 3) Вьюнок

    9. У этого растения стебель стелющийся, покрыт волосками, которые собирают в стебель влагу от полезных растений. Любит расти во влажных местах. Цветочки – мелкие белые.

    1)Мокрица 2)Одуванчик 3)Крапива

    10. Это самый обычный надоедливый сорняк. Засоряет все без исключения культуры, огороды, поля. Не зря говорят: «Осот да ………….. для посевов беда. В годы войны из этой травы пекли лепёшки, а из семян варили кашу.

    1) Вьюнок 2) Мокрица 3) Лебеда

    III . Итог занятия.

    Не забывайте, что все в природе взаимосвязано. И если вы вдруг однажды удивитесь, почему это нынче так редки стали бабочки - знайте, что в значительной степени виной тому - ваше стремление вырастить сад без сорняков. На одном лишь из них на "отвратительной" вездесущей крапиве выкармливаются десятки видов этих прекрасных созданий: и дневной павлиний глаз, и бабочка-адмирал, и бабочка-медведица, и металловидка, и пестрокрыльница. Тщательно прополов свой сад, вы помогли цветам земли, но не оставили шансов для порхаюших «цветов».

    Цель : обобщить и систематизировать уж имеющиеся знания по сорным растениям, расширить и закрепить их.

    Задачи:

    1. Содействовать уточнению представлений о сорных растениях.
    2. Способствовать развитию более глубокого понимания некоторых операций ухода за культурными растениями.
    3. Содействовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи.
    4. Способствовать развитию временных и пространственных представлений.
    5. Развивать связь между визуальным восприятием, активным мышлением и речевой деятельностью.
    6. Способствовать развитию таких мыслительных операций как: сравнение и сопоставление, развитию памяти.
    7. Содействовать развитию ассоциативного мышления.
    8. Способствовать расширению словарного запаса.
    9. Содействовать развитию коммуникативных навыков.

    Оборудование и материалы:

    1. презентация,
    2. карточки с заданиями,
    3. пластиковые ёмкости с рассадой, заросшей сорными растениями.

    Ход урока.

    Сегодня мы проводим урок по теме: «Однолетние сорные растения и способы борьбы с ними». Кто уже догадался, о чём мы будем говорить на уроке?
    Предполагаемый ответ . Мы будем говорить о сорных растениях.
    Давайте разберёмся с целями урока, узнаем, что вы должны будете научиться?

    Вы должны будете:

    1. Узнать какой вред приносят сорные растения.
    2. Научиться распознавать однолетние сорные растения.
    3. Понять и запомнить способы борьбы с сорными растениями.

    Цели вывешиваются на доске.

    И ещё я хочу, что бы вы сегодня научились дружить, помогать друг другу слушать друг друга, так как мы будем работать парами.
    Итак, в теме урока прозвучало слово «однолетние». Скажите, какие растения мы называем однолетними.

    Предполагаемый ответ . Однолетние растения живут одно лето.

    Учитель: Правильно. Но давайте уточним, что происходит с однолетним растением.

    Предлагается рисунок на слайде.

    Однолетнее растение к концу лета начинает увядать и у него образуются большое количество семян, которые попадают в землю. К зиме у однолетнего растения отмирает и надземная и подземная часть. На второй год новое растение начинает своё развитие из семени.
    Очень важно запомнить, что однолетние растения размножаются семенами.

    Давайте познакомимся с некоторыми особенностями сорных растений.

    1. Образуют очень много семян , на одном растение мокрицы их может созреть 25 тыс.штук.(представляется слайд с иллюстрациями).
    2. Семена прорастают при холодной погоде и долго сохраняют всхожесть.
      Например: семена мокрицы сохраняют всхожесть на протяжении 30 лет и всходят при +2°,+3 ° (представляется слайд с изображением уличных термометров С разными показателями температур) Учитель предлагает найти нужные показатели.
    3. Выживают в самых суровых условиях. (Представляется слайд с иллюстрациями).

    Давайте уточним, почему нужно уничтожать сорные растения, то есть какой они приносят вред.

    1. Сорные растения развиваются быстрее культурных растений и поэтому закрывают их от солнца. (слайд)
    2. Сорные растения высасывают из почвы влагу. (слайд)
    3. Сорные растения забирают из почвы элементы питания. (слайд)
    4. На сорных растениях поселяются вредители и болезни, которые могут перейти на культурные растения. (слайд)

    Попробуем выполнить задание.
    На экране появляются поочерёдно два ассоциативных рисунка, комментирующих вред сорных растений.

    Поясните, пожалуйста, рисунки.

    Ожидаемые ответы:

    1. сорные растения забирают у культурных влагу,
    2. на сорных растениях находятся болезни и вредители, которые могут передаться культурным растениям.

    Загорается слайд «Задание»

    А теперь посоветуйтесь и вместе выполните задание. У вас на столах есть карточки, там напечатаны начала предложений по вреду сорных растений, вам следует их продолжить.

    Задания для каждой пары.

    1. Сорные растения высасывают из почвы …………… .
    2. Сорные растения отбирают у культурных …………. ……………
    3. Сорные растения являются разносчиками …………… и …………..

    Ученики выполняют задания .

    Учитель: Давайте познакомимся с самыми распространёнными, чаще всего встречающимися сорными растениями.

    На экране попарно появляются изображения мокрицы и лебеды, а затем сурепки и пастушьей сумки. Учитель просит обратить внимание на форму листьев и плодов.

    Загорается слайд «Задание».
    Затем текст задания.

    1. Определите сорные растения и подберите к ним правильное название.

    В различных местах мастерской, видимых для учащихся, расположены фотографии с изображением различных сорных растений. Обучаемым надо найти 4 растения, с которыми они познакомились, закрепить на доске, и подобрать к ним карточки с названиям.

    Ученики успешно справляются с заданием.

    Учитель: Попытайтесь определить сорные растения по форме листьев и по форме плода.

    Предлагаются слайды с формой листьев мокрицы и лебеды; и с формой плодов пастушьей сумки и сурепки.

    Ученики выполняют задание.

    Учитель. Перейдём к самому главному, к способам борьбы. Выясним, что надо делать, что бы сорной растительности не было.

    Загорается слайд.

    Способы борьбы включают:
    1. профилактику (предупреждение) появления сорных растений
    и их
    2. уничтожение.

    Слово «профилактика» для вас уже знакомо, мы с ним встречались, когда изучали профилакторный период телёнка, и говорили, что в это время надо делать всё возможное, что бы телёнок не заболел, то есть предупредить заболевание.

    Давайте разберёмся с профилактикой появления сорной растительности.
    (Предлагается слайд)

    Комментарии к нему:

    Первое, чего не следует делать, это не использовать свежий навоз, так как семена, попадающие внутрь животного вместе с травой, имеют настолько плотную оболочку, что она не разрушается пищеварительными соками. Семена выходят наружу, вместе с навозом, сохраняя свою всхожесть. Внося, свежий навоз, мы высеваем в большом количестве семена сорных растений. Что бы этого не происходило, необходимо, что бы навоз перепрел в течение 2-х лет, в этом случае оболочка семян разрушится, внутрь семени попадёт инфекция, зародыш погибнет, семена потеряют свою всхожесть.

    (Предлагается слайд)

    Комментарии к нему:

    Второе, что надо делать, это необходимо обкашивать межи до цветения трав. Что такое «межа». Вы видите 2 вскопанных участка, а между ними полоска с зелёной травой, она находится м е ж д у, отсюда слово межа. Вот эти полоски земли, вокруг вскопанного участка необходимо скашивать до цветения трав. Почему до цветения? Потому, что после цветения начинают быстро формироваться и созревать семена, которые ветром может занести на наш участок.

    Загорается слайд. «Задание».
    Затем текст задания: Ответь на прочитанные одноклассниками вопросы.

    Ученики выходят к учительскому столу, на котором, как экзаменационные билеты разложены карточки. Суть задания заключается в следующем: Каждая пара выбирает по одной карточке, зачитывает её, и адресует вопрос к кому-либо из другой пары.

    Вопросы к заданию.

    1. Почему внесение свежего навоза увеличивает количество сорняков на участке?
    2. Что такое межа?
    3. Почему обкашивать межи надо до цветения трав?

    Ученики выполняют задание.

    Загорается слайд «Уничтожение».

    А сейчас, давайте разбираться, всё ли мы знаем об уничтожении сорных растений?

    1-ый способ это перекопка . (Загорается слайд). Но обратите внимание, копать надо не как попало, а с обязательным оборотом пласта, аккуратно укладывая один пласт к другому. В этом случае сами сорные растения перегнивают и превращаются в перегной, а семена сорных растений с глубины 27см не могут прорасти.

    2-ой способ. (Загорается слайд). Провокация роста сорных растений с последующей перекопкой. Что значит слово «провокация». Провоцировать, подразумевает заставлять кого-то делать то, чего он не хочет. Часто такие ситуации у вас возникают на переменах, когда один ученик не хочет ни с кем сориться, а его начинают дразнить, обзывать, то есть заставляют его начать конфликт. Вот такое поведение называется провокацией. Зачем же мы будем провоцировать сорную растительность, то есть заставлять её прорастать. Я уже говорила, что оболочка семян очень плотная, а семена сорных растений могут сохранять свою всхожесть на протяжении многих лет. А вот проклюнувшиеся семена, очень слабые. Мы этим и воспользуемся. Представим себе участок после схода снега: почва очень плотная, на поверхности почвы находится много растительных остатков, а на них как бы в подвешенном состоянии лежат семена сорных растений, и конечно прорасти в воздухе они не могут. Мы возьмём грабли, пробороним участок, после этого на поверхности почвы появятся свежие бороздки, куда в результате боронования попадут семена сорных растений и начнут прорастать. Нам как раз это и нужно. Подождём несколько дней и перекопаем почву, ослабленные проростки семян погибнут.

    3-ий способ. Довсходовое боронование . (Загорается слайд)
    Представьте себе, что на участке посажен картофель, он прорастает в течение 2-х недель. За это время на поверхности почвы появляется множество мельчайших всходов сорных растений. Необходимо взять грабли, выбрать солнечный ветреный день и пробороновать участок. Мелкие всходы сорной растительности зубьями граблей будут выдернуты из почвы, солнышко и ветер нам помогут их подсушить и они погибнут.

    4-ый способ всем знаком – это прополка. (Загорается слайд). Только обязательно надо выдёргивать с корнем. Иначе, что произойдёт?

    Ожидаемый ответ: Растение снова отрастёт из корня.

    5-ый способ. Использование чистых паров. (Загорается слайд).
    Чистый пар – это участок земли, на котором в течение лета не выращиваются культурные растения.

    Новое словосочетание вывешивается на доске.

    Казалось бы, как просто, ничего не надо делать и сорная растительность сама исчезнет. На самом деле, этот участок земли в течение лете необходимо перекапывать. При перекопке происходит послойное очищение пахотного слоя. Представим себе, что пахотный горизонт состоит из 3-х слоёв. Семена сорных растений прорастают в том слое, который находится ближе всего к поверхности. Мы подождём месяц и в конце июня перекопаем участок с оборотом пласта на полную глубину, на 27см. На этой глубине проросшие семена погибают. Теперь на поверхности оказался нижний слой, дадим возможность прорасти семенам и перекопаем участок на 2/3. В результате семена начинают прорастать в среднем слое, снова перекапываем на полную глубину. Таким образом, очищаются от семян все три слоя пахотного горизонта. Участок стал «чистым», а «пар», потому, что когда летом тёплую землю перекопаешь, от неё поднимается пар. Отсюда название способа «Чистый пар».

    6-ой способ. (Загорается слайд). Химические средства борьбы . Но этот способ на своих приусадебных участках лучше не применять. Так как химические вещества являются сильнодействующим, очень ядовитыми и опасными для здоровья и жизни человека.

    Загорается слайд. «Задание». Затем сам вопрос: К какому способу борьбы с сорными растениями относятся следующие изображения?

    Поочерёдно появляются изображения: лопаты, граблей, косы, рук в перчатках, парящей кучи навоза, граблей и лопаты, 3-х лопат и опрыскивателя.

    Ученики определяют по изображениям способ борьбы .

    Учитель: Последнее задание. Я на доске по кругу размещу названия способов борьбы с сорными растениями. А в центре буду располагать слова или словосочетания, вы посовещавшись с напарником должны будете указать стрелкой к какому способу это выражение относится и пояснить почему.

    Карточки в центре. «Оборот пласт», «благоприятные условия для роста сорняков», «респиратор», «полдень», «выдёргивать с корнем», «послойное очищение».

    Карточки по кругу. «Химический способ», «перекопка», «провокация роста сорняков», «довсходовое боронование», «чистый пар», «прополка».

    Ученики подходят к доске и выполняют задание.

    Учитель: Молодцы, справились.

    Весь урок мы боролись с сорняками, защищали от них культурные растения. В результате у нас выросли замечательные цветы, которые называются: цветок «Понимания», цветок «Памяти» и цветок «Лёгкости». Только они у нас какие – то невзрачные, я предлагаю сделать их яркими и красивыми. Кому было всё понятно предлагаю закрепить лепестки розового цвета на цветке «Понимания»; кто считает, что усвоил только половину материала –жёлтого цвета; кто ничего не усвоил белого цвета. (Лепестки на всех «цветах» разной формы).

    Учащиеся закрепляют лепестки, почти все розового цвета, несколько штук – жёлтого и ни одного белого.

    Учитель объявляет оценки и благодарит за работу.

    Презентация “Однолетние сорные растения и способы борьбы с ними”

    Тема урока:

    «Сорные растения и меры борьбы с ними»

    Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации

    Цели:

      сформировать понятие сорные растения и растения засорители сельскохозяйст-венных посевов;

      ознакомить с классификацией сорных растений по способу питания, размножения и продолжительности жизни;

      сформировать представление о способах учета сорных растений в посевах культурных,

      сформировать представление о мерах защиты культурных растений от сорняков;

      продолжить формирование коммуникативных способностей, информационной компетентности, выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

    Планируемые результаты: обучающиеся в ходе урока должны:

      давать определение сорные растения и растения засорители;

      уметь обосновывать разнообразный вред, причиняемый сорными растениями культурным;

      делать выводы о том, почему трудно бороться с сорными растениями;

      иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и их классификации;

      описывать способ учета сорных растений;

      иметь представление о методах защиты культурных растений;

      пользоваться различными источниками информации;

      работать в парах.

    Основные термины и понятия: сорные растения, прямой и косвенный вред сорных растений, классификация сорных растений, технологии защиты культурных растений от сорных трав.

    Межпредметные связи : биология – фазы развития растения, химия – правила безопасной работы с ядохимикатами.

    Материально-техническое оснащение :

      Презентация «Сорные растения»

      Электронная презентация по теме

      Мультимедийный проектор, компьютер

      Карточки-задания.

    Х ОД У Р О К А

      Организационный момент.

    1.1. Проверка присутствующих.

      Проверка готовности к уроку.

    УЭ

    Учебный материал с указанием задания

    Руководство по усвоению материала

    УЭ – 0

    Цель: вы должны сформировать знания о сорных растениях, способах их распространения, о разнообразном вреде, причиняемом сорными растениями культурным; о способах учета сорных растений и пороге их вредоносности в зависимости от классификации, о методах защиты культурных растений.

    Внимательно прочитайте цель урока.

    УЭ – 1

    Повторение изученного.

    Цель: проверить усвоение основных понятий по обработке почвы, связать приемы обработки почвы с защитой культурных растений от сорняков.

    Задание №1,2,3 - выполняется отдельными обучающимися на интерактивной доске.

    Г

    Коллективная работа группы по проверке правильности выполнения заданий.

    Задание 1,2,3-оцениваются отдельно преподавателем.

    Работа самостоятельно в тетради для контрольных работ – выполните тест.

    Проверка результатов работы.

    За каждый правильный ответ - 1 балл

    Устный ответ по тетради один обучающийся, остальные проверяют и выставляют баллы в оценочный лист.

    УЭ – 2

    Вред причиняемый сорняками

    Цель: сформировать понятие сорные растениях и растения

    засорители сельскохозяйственных посевов;

      доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред, выражающийся снижением урожайности и качества урожая;

    Задание: прочитайте текст учебного материала на стр. 1-2 и ответьте на вопросы.

      Почему одни и те же виды растений называют лечебными, пищевыми, сорными? (Приведите примеры)

      Какой прямой вред, причиняют сорные растения культурным?

      Объясните косвенный вред, причиняемый сорными растениями культурным.

    Работа самостоятельно с учебным материалом

    Проверка выполнения работы

    За каждый правильный ответ на вопрос - 1 балл выставить в оценочный лист.

    Биологические особенности сорных растений.

    Цель: раскрыть биологические особенности сорных растений, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями;

    Задание: пользуясь текстом учебника на стр. 67-68, ответьте на вопрос.

    1. Почему очень трудно бороться с сорными растениями?

    Критерии оценки: 3 балла за правильный ответ

    2- балла за 1 ошибку.

    1- балл за 2 ошибки.

    0- баллов за три и более.

    Работа самостоятельно в тетради

    Работа с группой, проверка выполнения задания.

    За правильный ответ на вопрос - 3 балла.

    УЭ-4

    Классификация сорных растений

    Цель: иметь представление о классификации сорных растений по способу питания, размножения, и продолжительности жизни;

    Задание: Заполните схему №1(на отдельном листочке)

    Критерии оценки: 3 балла за правильное составление схемы.

    2- балла за 1 ошибку.

    1- балл за 2 ошибки.

    0- баллов за три и более.

    Заполнить схему, используя учебный материал, сравните с эталонным ответом на доске.

    За правильное

    составление схемы - 3 балла выставить в оценочный лист.

    УЭ-5

    Экономический порог вредоносности и способ подсчета сорных растений

    Цель: иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и способе их подсчета;

    Задание: пользуясь таблицей вредоносности сорных растений на интерактивной доске и в учебнике стр 76 дайте ответ на следующий вопрос:

    1. От чего зависит порог вредоносности сорных растений?

    2. Решите задачу:

    Подсчет всех сорных растений проводился в посеве яровой пшеницы площадью 10 га, при этом получены следующие значения

    1. подсчет- 3 растения;

    2.подсчет -5 растений;

    3. подсчет -2 растения;

    4. подсчет- 1 растение;

    определите порог вредоносности сорных растений в посевах и дайте рекомендации по целесообразности проведения истребительных мероприятий (обработка гербицидами).

    Ответы написать в тетрадь.

    За правильный ответ на вопрос - 1 балл.

    При решении задачи пользуйтесь материалом учебника и таблицей на стр. 76. За правильное решение задачи 1 балл.

    Баллы выставить в оценочный лист.

    УЭ-6

    Классификация способов борьбы с сорняками

    Цель: иметь представление о способах борьбы с сорной растительностью в посевах культурных растений.

    Задание 1 согласно таблицы изучите способы борьбы с сорной растительностью по учебному материалу №

    таблица-Классификация способов борьбы с сорняками

    Виды

    1. Предупредительные

      очистка посевного материала;

      очистка тары;

      правильное хранение навоза;

      своевременная и правильная уборка урожая;

      подготовка кормов.

    2. Истребительные

      механические;

      химические;

      биологические.

    3.Специальные

      организационные;

      экологические;

      фитоценотические;

      комплексные.

    Задание № 2 Дайте утвердительный или отрицательный ответ на следующие утверждения:

    1.

    2.

    3.

    4.

    вопроса

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Ответ (да или нет)

    Самостоятельная работа с учебным материалом.

    После изучения материала выполнить задание №2.

    Работу выполнить в таблице.

    Работа с группой, проверка выполнения задания с места.

    Критерии оценки: 5 баллов-10-9 правильных ответов; 4 балла-8 правильных ответов; 3 балла-7 правильных ответов; 2 балла-6 ответов.

    УЭ –7

    Подведение итогов урока.

    Оценочный лист

    Критерии оценки: 20 баллов -5 оценка

    14 баллов -4 оценка

    8 баллов -3 оценка

    3 балла -2 оценка

    2. Домашнее задание стр. 140 – 146

    Заполнить на отдельном листке, сдать преподавателю.

    Задание №1 Установите соответствие

    Переместите приемы обработки почвы в соответствии с их характеристикой, (проверка правильности ответа проводится на слайде удаление невидимых прямоугольников).

    Задание №2 Установите соответствие приемов обработки почвы

    1.Приемы обработки почвы уничтожающие сорные растения

    2.Приемы обработки почвы не воздействующие на сорные растения.

    1.Чизелевание. Вспашка. Фрезерование. Безотвальная вспашка.

    2. Прикатывание. Выравнивание. Культивация. Боронование. Шлейфование. Лущение. Дискование.

    Задание на карточках по теме «Приемы обработки почвы»

    Задание №3 (индивидуальное)

    Установите соответствие приемов обработки почвы.

    Прием обработки почвы особенно необходим перед посевом, чтобы создать выровненное «плотное ложе» для семян культуры.

    Во время вегетации на пропашных культурах прием используют для борьбы с сорняками.

    Г

    ОТВЕТ на задание:

    Задание № 4 Дайте утвердительный или отрицательный ответ на следующие утверждения:

    1. Истощение –это многократное подрезание сорняков рабочими органами культиваторов.

    2. Удушение –это вытаскивание на поверхность корней сорняков рабочими органами культиваторов.

    3. Довсходовое боронование - это боронование по всходам.

    4. Очистка семенного материала, относится к физическим мерам борьбы с сорными растениями.

    5.Химические меры борьбы не безопасны для окружающей среды.

    6. Удобрения увеличивают конкурентоспособность культурных растений.

    7. Гербициды бывают только сплошного действия.

    8.Выжигание поля после уборки урожая- относится к экологическим мерам борьбы с сорной растительностью.

    9.Картирование- это создание карт с нанесенными на них сведениями о количестве сорных растений и их плотности.

    10. Приемы обработки почвы выравнивание, шлейфование дают хороший эффект в борьбе с сорняками.

    Ответ на задание:

    вопроса

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Ответ (да или нет)

    да

    нет

    нет

    нет

    да

    да

    нет

    нет

    да

    нет

    Приложение № 5

    Фамилия, имя обучающегося______________________________________

    Оценочный лист заполняется систематически после проверки выполнения заданий, в конце урока все баллы по всем элементам складываются и выводится итоговый балл.

    Критерии оценки по итоговому баллу: ОЦЕНКА 5 - 20 баллов

    4 - 14 баллов

    3 - 8 баллов

    2- 3 балла

    Оценочный лист

    Похожие статьи
     
    Категории