• По каким линиям производят раскрой изделия. Правила раскроя плечевой одежды

    19.03.2024

    Последовательность этапов раскроя изделия: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Подготовка ткани к раскрою; Настил ткани; Раскладка выкроек на ткани; Обмеловка контура выкроек с припусками на швы; Вырезание деталей ночной сорочки.

    Инструменты для раскроя ткани: 1. Большие ножницы 2. Остро заточенные мыло или мел 3. Сантиметровая лента 4. Линейки и фигурные лекала 5. Булавки

    Техника безопасности 1. Иглы и булавки хранить в игольнице. Не брать иглу в рот, не играть с иглой. Прокалывать иглу в ткань с помощью наперстка. Сломанную иглу не бросать, а сдать учителю. ТБ При работе с булавками При работе с ножницами 2. Работу выполнять только исправным инструментом. Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия. Не подносить их к лицу. Использовать ножницы по назначению.

    ДЕКАТИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА РИСУНКА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛЕВОЙ НИТИ ПОДГОТОВКА ТКАНИ К РАСКРОЮ ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ТКАНИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ И ИЗНАНОЧНОЙ СТОРОН ТКАНИ

    Ткань для раскроя: Для пошива ночной сорочки одним из лучших выборов, будет выбор в качестве материала мягкой хлопчатобумажной ткани, хлопковой смеси, фланели, ситца. Цветовая гамма ночных сорочек, как правило, отражает модные течения. Основным и классическим вариантом цветовой гаммы для ночных сорочек используется светлые, пастельные тона, такие как кремовый, бледно-розовый, перламутрово-серый, нежно-сиреневый и т. п. Для повседневных ночных сорочек используется материал с мелким рисунком и редко разбросанным орнаментом.

    Определение лицевой стороны ткани Перед раскладыванием выкроек на ткани, надо определить ее лицевую сторону. У тканей, которые имеют ярковыраженный рисунок, легко различить изнаночную и лицевую сторону - где рисунок ярче - там и лицо. Однотонные хлопчатобумажные (ситец, бязь и т. д.), некоторые натуральные шелковые ткани, а также искусственный шелк имеют преимущественно полотняное переплетение нитей и потому изнаночная и лицевая сторона у таких тканей мало различима. Определяют лицевую сторону у таких тканей методом сравнения - где качественнее визуально выглядит ткань – там и лицевая сторона (отсутствуют узелки, нитки, катыши).

    Определение направления рисунка. Если ткань гладкая, не имеет одностороннего рисунка, то детали выкройки можно раскладывать в разных направлениях. Если рисунок направлен в одну сторону, то раскладывать выкройки и раскраивать детали изделия следует в одном направлении. Исключение из правила - концепция модели. На тканях в крупный горох середина переда и середина спинки должны проходить через центр гороха. На тканях с крупным рисунком выкройки раскладывайте так, чтобы середина полочки и спинки совпадала с серединой рисунка. На тканях в клетку или полоску необходимо определить, симметричны клетки или полоски или несимметричны. Если несимметричны, то выкройки раскладывают в одном направлении.

    Раскладка выкройки ночной сорочки на ткань Ткань сложить вдвое, лицевой стороной внутрь, совместить кромки. Чтобы ткань не смещалась при раскрое, можно внутри контура деталей сколоть ее иголками. Выкройки раскладывать на изнаночной стороне ткани, учитывая направление нитей основы. К сгибу ткани помещайте детали, которые даны на выкройке в половинном размере. После выкраивания у Вас получиться цельная деталь. Сначала разложить на ткани крупные детали (полочку, спинку), затем мелкие детали (обтачку, кокетку и т. д.). Добивайтесь экономной раскладки выкроек на ткани.

    РАСКРОЙ НОЧНОЙ СОРОЧКИ 2 ОБМЕЛОВКА КОНТУРА ВЫКРОЕК С ПРИПУСКАМИ НА ШВЫ 1 ОБМЕЛОВКА КОНТУРА ВЫКРОЕК 3 ВЫРЕЗАНИЕ ДЕТАЛЕЙ НОЧНОЙ СОРОЧКИ

    Обмеловка контура выкроек с припусками на швы Второй линией намечают припуски на швы. По нижним срезам – 3 см. По боковым срезам – 1, 5 см. По нижним срезам рукава - 2 см. По линии горловины – 1 см.

    Обмеловка контура выкроек с припусками на швы Еще раз проверьте правильность раскладки и обмеловки и только потом приступайте к раскрою ткани.

    Вырезание деталей ночной сорочки Вырезать детали ночной сорочки по линиям припуска. Снять детали выкройки и сколоть детали кроя.

    Вопросы: 1. Перевод выкройки на ткань осуществляется при помощи: а) смёточных стежков; б) резца; в) копировальных стежков; г) портновского мела 2. Ширина ткани - это: а) расстояние, равное длине уточной нити; б) расстояние от кромки до кромки; в) расстояние, равное длине основной нити. 3. Направление долевой нити учитывают: а) для наиболее экономного раскроя ткани; б) чтобы избежать вытягивания изделия в процессе носки; в) чтобы изделие меньше сминалось. Проверь! Г, Б, Б,

    Задания: 1. Укажите правильную последовательность технологических операций при раскрое швейного изделия. А. Сколоть ткань булавками Б. Разметить припуски на обработку В. Определить лицевую сторону ткани Г. Нанести контрольные линии и точки Д. Обвести детали по контуру Е. Вырезать детали изделия из ткани Ж. Определить долевую нить З. Приколоть крупные и мелкие детали И. Разложить крупные и мелкие детали Проверь! В, Ж, А, И, З, Д, Б, Г, Е

    Вопросы: 1. Какие виды нательного белья вы знаете? 2. Какие мерки надо снять для построения чертежа ночной сорочки и какие из них определяют размер ворота и рукава? 3. Назовите линии чертежа сорочки. 4. В чем заключается разработка фасона сорочки? 5. Как подготовить выкройку к раскрою? 6. Расскажите о последовательности раскроя. 7. Как подготовить детали кроя сорочки к обработке? 8. Как обрабатывают ворот, низ рукавов и низ сорочки? 9. В чем заключается окончательная обработка сорочки?

    Привет. Этот пост о том как провести подготовку ткани к раскрою и раскрой изделия. По-началу я не особо обращала внимание на такие «мелочи» и случалось что изделия после первой стирки портились. Самый запомнившийся мне случай — это льняные брюки, которые сели так, что мне пришлось делать вставки по низу из кожзама не меньше одиннадцати сантиметров высотой.

    Со временем я пришла к тому, что сначала знакомлюсь со всей информацией, а потом берусь за дело. Итак.

    Подготовка ткани к раскрою

    Перед раскроем большинство тканей (кроме ворсовых – бархата, вельвета, саржи подкладочной, искусственных шелков, тканей типа «болонья», плащевых) декатируют.

    Декатирование – увлажнение ткани во избежание усадки готового изделия.

    Ткани хлопчатобумажные, льняные, штапельные можно намочить в горячей воде, отжать (без выкручивания), затем развесить, следя за ровным положением долевой и уточной нитей. Затем ткань проутюживают в чуть влажном виде с изнанки по долевой нити.

    Ткани шерстяные, смешанные с синтетическими и другими волокнами, раскладывают на отжатой развернутой простыне и свертывают их в рулон. Затем заворачивают в пленку и держат под небольшим грузом 2-3 часа. Для смачивания простыни можно взять раствор уксуса (из расчета 1 столовая ложка на 2 литра теплой воды). Просушивают ткань до чуть влажного состояния и по долевой нити проутюживают с изнаночной стороны.

    Цветные, особенно многокрасочные, ткани проверяют на стойкость окраски путем проглаживания края через мокрую ткань.

    Все ткани перед раскроем проутюживают.

    Определение лица, направления ворса, дефектов ткани

    Ткани шерстяные в рулоне обычно свернуты лицом внутрь, шелковые – лицом наружу. Ткани со сгибом сложены лицом внутрь. Проколы около кромок обращены выпуклостью на лицевую сторону. Сатин с лицевой стороны имеет блеск, благодаря длинным перекрытиям нитью утка (то есть поперечной). Если ткань выглядит с лица, и с изнанки одинаково, лицевой считают более качественную сторону.

    Из ворсовых тканей кроят все детали в одну сторону: бархат и вельвет – ворсом вверх (для глубины оттенка), ткани с «начёсом» — ворсом вниз.

    Крупный растительный орнамент на изделии располагают симметрично, «корешком» вниз.

    Ткань просматривают с обеих сторон и отмечают мелом, мылом или стежками дефекты – узелки, дырочки, пятна, сбой орнамента и т.д. При раскрое эти места обходят или используют на таких участках, где они не заметны.

    Раскладка выкроек и раскрой

    Перед раскроем ткань складывают вдоль пополам, лицом внутрь, совмещая обе кромки, следя за перпендикулярностью уточной нити и нити «основы». Если по концам отреза ткани образуется перекос, данные участки «выпадают» из кроя. Расположение крупных клеток, букетов может быть не одинаковым у кромок, тогда ткань складывают по центру симметрии. Край ткани в этом случае используют на долевые детали (пояс, манжеты и др.). Места пересечения клеток совмещают и скалывают по всей площади сложенной ткани через 15 – 20 см.

    Раскладывают все выкройки сразу, в том числе и самые мелкие. Если выясняется, что ткани недостаточно, то надо искать решение прежде всего за счет наиболее экономной раскладки. Допускается надставка в нижней части подбортов, на нижнем воротнике, обтачках, с изнанки пояса. При этом желательно сохранять направление долевой нити. При обработке «чужой» тканью низа платья, юбки, рукавов долевая нить должна идти по вертикали, как если бы подгибка была «своя».

    В крайнем случае можно делать внутренние, не видимые с лицевой стороны, обтачки и прочие детали из другой ткани, подходящей по фактуре и цвету. Возможны комбинации из разных тканей, если сочетать их по тем же признакам.

    Найдя наилучший вариант раскладки, выкройки прикалывают булавками к ткани, обводят контуры тонким мелом (мылом), отмечают все контрольные точки, концы вытачек, углы карманов и пр.

    После обмелки выкройки снимают. Детали внутри контуров снова скалывают булавками, проверяя еще раз симметричность рисунка ткани. Выкраивают детали.

    До первой примерки можно не выкраивать мелкие и отделочные детали, требующие уточнения, а заменить их макетами из бумаги или «макетной» ткани – лоскутков, остатков.

    На этом все. Пока.

    МБОУ ДОД Дом детского творчества

    План - конспект по теме:

    «Раскрой изделия на материале»

    Разработала и провела: педагог

    дополнительного образования

    Сажаева Эвелина Валерьевна

    Новый Уренгой

    Цель: Закрепление знаний по теме раскрой изделия. Раскрой изделия на материале.

    Задачи: обучающая: проверить знания о раскрое, обучить учащихся приемам раскроя на материале.

    развивающая: развитие аккуратности, терпеливости, интереса к швейному делу;

    воспитательная: воспитывать трудолюбие, последовательность действия.

    Тип занятия: Комбинированный.

    Методы и формы: индивидуальная и групповая форма, диалог, опрос, практическая работа.

    Оборудование и материалы: подготовленная ткань для изготовления изделия, лекала деталей, ножницы, сантиметровая лента, угольник, мелок, булавки.

    Ход работы.

    I.Организация учащихся.

    Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередное занятие над вашим проектом. Для занятия нам понадобятся: внимание, мышление и хорошее настроение.

    Согласитесь, что внимание и находчивость – залог быстрого и точного выполнения работы, а улыбка и смех - это показатель здоровья и успеха в жизни. Но это не все, что нам сегодня понадобиться. Что вы должны были подготовить к нашему занятию?

    II.Объявление тему занятия.

    На предыдущих занятиях мы с вами выбрали изделие, которое вы будите изготавливать. У кого-то это декоративная подушка или декоративный коврик. Вы сами выбрали, нарисовали эскизы и разработали лекала деталей. Сегодня мы приступаем к раскрою изделия.

    III.Повторение пройденного материала.

    В начале года мы с вами проходили правила раскроя изделия. Сейчас проверим, что вы запомнили.

    Давайте для наглядности напишем на доске последовательность раскроя изделия.

    Последовательность выполнения:

    1. Выявить дефекты ткани.

    2. Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.

    3. Определить направление нити основы в ткани.

    4. Проутюжить ткань с изнаночной стороны по направлению нити основы (декотирование).

    5. Сложить ткань для раскроя на рабочем столе.

    6. Разложить и приколоть булавками лекала деталей изделияк ткани.

    7. Детали обводим мелом рядом с контуром выкройки - по этим линиям будут проходить швы. Линии, по которым будет проводиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мягким карандашом.

    8. Потом контур выкройки обводим еще раз, отпуская от нее на ширину припуска (внешняя линия).

    9. Проводим раскрой ткани по внешним линиям. Обязательно необходимо производить самоконтроль или взаимоконтроль не после выполнения операции раскроя, а до вырезания деталей изделия, чтобы иметь возможность исправить допущенную ошибку.

    Молодцы, вы все правильно помните. Но давайте разберем некоторые пункты подробней.

      Зачем необходимо декотирование ткани?

    Декатирование. Некоторые ткани в процессе влажно-тепловой обработки (глажения), стирки подвержены усадке. Чтобы избежать этого, ткань нужно перед раскроем декатировать (провести влажно-тепловую обработку). Ткань утюжьте по направлению нитей основы, не растягивая. Нить основы направлена вдоль кромки ткани.

      Как надо раскладывать лекала на однотонной ткани и на ткани с рисунком?

    На однотонных тканях и тканях с неопределенным рисунком лекало деталей юбки можно раскладывать верхними срезами в разных направлениях. Но если рисунок направлен в одну сторону, то лекало располагают верхними срезами в одном направлении.

    При раскрое тканей в полоску или в клетку следят за тем, чтобы они совпадали по цвету, ширине, рисунку и проходили строго по середине переднего и заднего полотнища юбки.

    На тканях с крупным рисунком правая и левая стороны изделия по рисунку должны быть одинаковыми.

      Как определить нить основы?

    Нить основы идет вдоль кромки. Если кромка срезана, то ткань по ните основы менее растяжима.

      Мы определились с тканью, теперь необходимо определиться с раскладкой лекал.

    Подготовленные выкройки деталей изделия раскладываются на ткань. Вначале крупные детали затем мелкие детали. При этом приеме необходимо видеть, где проходит долевая нить. Направление нити основы на лекалах должно соответствовать направлению нити основы на ткани.

    Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной, то есть заняла как можно меньше места на ткани.

      Зачем нужны припуски на швы?

    Для возможности сшивания изделия. На одинаковых срезах он должен быть один и тот же, что бы было легче собирать изделие.

    Раскраивая подушку и покрывало на всех срезах отмечают припуск 1 см.

    IV.Практическая работа.

    Мы с вами разобрали раскрой изделия и сейчас вы приступаете к раскрою на материале. Будьте внимательны и аккуратны, сверяйте свою работу с последовательностью действий, написанных на доске.

    Вспомним о правилах техники безопасности при работе с ножницами.

    Текущее инструктирование.

    1 обход. Проверяется правильность определения лицевой и изнаночной стороны, правильно лиопределили направление нити основы.

    2 обход. Проверяется, правильно ли прикололи булавками лекала, соответствует ли направление нити основы с указанным на выкройках направлением.

    3 обход. Проверяется, как обвели контуры мелом деталей и наметили ли припуски на швы. Просматривается, чтобы раскрой изделия был произведен по линиям припусков, а не по контурам лекал деталей.

    V.Подведение итогов.

    Мы сегодня закрепили на практики раскрой изделия на материале. Вспомнили,что перед тем как произвести раскрой, нужно знать некоторые правила. Это и то, что длинотные размеры детали всегда откладываем вдоль направления нити основы, что от цвета и рисунка так же зависит как будем производить раскрой, что всегда по изнаночной стороне ткани, что раскраиваем по линиям припусков на швы, а не по контурам лекал деталей, и убедились, что мудрая пословица « Семь раз отмерь – один раз отрежь» более чем подходит к сегодняшней нашей работе.

    Указываются ошибки воспитанников – несоблюдение размеров припусков на швы по конструктивным линиям, плохо прикалывают булавками выкройки к ткани из-за чего происходит смещение слоев ткани.

    По мере завершения работы принимаю и оцениваю изделия, правильность выполнения рабочих приемов и соблюдение порядка на рабочем месте.

    В конце работы задаются вопросы для закрепления:

      Назовите операции при раскрое.

      Зачем припуски на швы?

    VI.Уборка помещения и рабочих мест.

    videouroki.net

    Раскрой на производстве.

    БЛОГ. Подпишитесь!

    ВИДЕО КАНАЛ! Подпишитесь!

    Вышивальная машина

    Tajima TWMX 1501 (55 х 60)

    Нашли оборудование дешевле?

    Звоните 8-910-698-82-62

    Предложим выгоднее!

    Поможем вместе!

    Раскрой на производстве.

    Как только лекала для производства швейного изделия изготовлено, подобраны материалы для пошива, приступают к раскрою. Учитывают направление долевой нити, направления ворса, если таковой имеется, рисунок.

    На тканях и материалах, не имеющих ворса или оттенка, гладкокрашенных, полосатых и клетчатых с симметричным расположением полосок, лекала деталей можно раскладывать в любом направлении. На тканях с рисунком в полоску или клетку лекала раскладывают так, чтобы рисунок совпадал на симметричных деталях.

    В себестоимость готового изделия входит стоимость тканей и других материалов, поэтому раскладку лекал надо проводить так, чтобы площадь межлекальных выпадов была минимальной.

    На помощь приходят современные компьютерные технологии. Система Автоматизированного Проектирования Одежды (САПР) облегчает работу конструктора и закройщика, убирая элементы ручного труда по разработке изделия, по раскладке лекал на материале, тем самым повышая в значительной степени эффективность работы подразделения.

    После формирования настила из нескольких слоев ткани, вырезают детали по намеченным контурам. При этом настил сначала можно рассечь на части и вырезать крупные детали, а затем более мелкие. Для раскроя в небольших цехах в основном используют раскройные сабельные (или вертикальные) ножи, или их называют раскройные передвижные машины. Сабельные ножи по своим техническим параметрам могут иметь мощность 550 или 750 ватт, размер лезвия ножа зависит от высоты настила и может варьировать от 6,8,10,12 дюймов. Раскройная машина передвигается закройщиком по настилу, отлично работает по малым и большим радиусам, скорость ножа при этом составляет 3000 об/мин. Есть механизм самозаточки при работе.

    Для более точного раскроя на швейной отрасли применяют стационарные раскройные ленточные машины. Модельный ряд ленточных раскройных машин очень разнообразен, без них точный крой просто невозможен. Особенность машины в том, что при высокой скорости работы, высокая точность раскроя остается неизменной. Для удобства работы с разными материалами машину оснащают функцией регулирования скорости. При работе режущая лента затачивается. Это позволяет ей работать с синтетическими тканями, не допуская спекания слоев ткани, относительно друг друга. Для облегчения перемещения настила стол может быть оборудован наддувом. По всей поверхности стола имеются отверстия, откуда поступает воздух и делает настил более легким и подвижным. В крышку стола встроен пульт для управления стационарной ленточной машины.

    Широкий ассортимент оборудования для раскроя предлагает фирма Hoffman (Польша). Оснащение швейного производства современным раскройным оборудованием позволит получить высокое качество кроя, снижение трудоемкости и повышение производительности, за счет сокращения или полного исключения затрат времени на исправление неточностей кроя.

    sewq.ru

    Основные правила раскроя. | Творчество людей на Folomade

    Вот мы уже подготовили выкройки и собираемся начать раскрой, т.е. начинаем работать не с бумагой, а с тканью. Превращаемся из конструкторов в закройщики.


    Перед раскроем ткань следует продекатировать: Хлопчатобумажную и шелковую намочить, просушить, но не до полного высыхания, проутюжить в долевом направлении; шерстяную – проутюжить с изнанки через влажный проутюжильник.

    Ткань из химических волокон следует замочить в воде, слегка отжать, завернуть в сухую простыню, а через 3-4 часа развернуть и проутюжить по изнанке. Затем ткань нужно просмотреть с лицевой стороны с целью выявления возможных пороков (дыр, пробоин, утолщенных нитей, неравномерности окраски и т.д.). Обнаруженные пороки отмечают мелом или цветной ниткой, чтобы при раскрое поместить их между выкройками или использовать для деталей, не видимых с лицевой стороны изделия (нижнего воротника, подбортов, обтачек и др.). Чтобы при раскрое не возникло перекоса деталей, выравнивают поперечные срезы ткани.

    Подготовленную для раскроя ткань раскладывают на столе. При индивидуальном пошиве одежды чаще всего ткань складывают по длине вдвое лицевой стороной внутрь. Выкройки в этом случае выполняются на половину изделия (половина спинки, половина переда, один рукав, половина верхнего и половина нижнего воротника и т.д.). Если ткань имеет ширину не 150-120 см., а 60-70 см. или сложный рисунок, требующий подгонки, ее расстилают во всю ширину и длину лицевой стороной вниз в один слой. В этом случае количество выкроек должно соответствовать числу деталей в изделии (спинка и перед в развернутом виде, два рукава, два воротника и т.д.).

    При раскладе выкроек на ткани необходимо учитывать направления нитей основы, расположение рисунка и ворса.Направление нитей основы на выкройках основных деталей изделия, как правило, намечают вдоль деталей, так как все ткани в направлении нитей основы оказывают наибольшее сопротивление растяжению (изделие меньше вытягивается при носке и не теряет со временем своей формы). На всех деталях выкроек направление нитей основы обозначается словом «долевая». Нити основы всегда направлены вдоль кромки ткани, если же кромка оказалась срезанной, то долевое направление определяют, растягивая ткань.

    Раскраивать ткань с рисунком сложнее, чем гладкокрашеную. Раскрой в этом случае требует особого внимания. Если ткань имеет крупный геометрический или цветочный рисунок, нужно следить за тем, чтобы центры рисунка и середины деталей совмещались, а на правой и левой сторонах изделия рисунок располагался симметрично.

    Рисунок может быть односторонним и разносторонним. В первом случае выкройки всех деталей кроя необходимо располагать в одном направлении. На тканях с разносторонним рисунком, а также гладкокрашеных или с мелким рисунком выкройки можно раскладывать в любом направлении.

    На тканях с рисунком в полоску или клетку детали выкройки можно располагать в разных направлениях в соответствии с моделью. При этом необходимо следить за совпадением рисунка по швам соединения деталей: по краю бортов, на подбортах – по внешнему краю лацканов, на спинке со средним швом – по среднему шву, на мелких деталях (клапанах, накладных карманах, листочках, воротниках, хлястиках). По верхнему и нижнему срезам. Кроме того, при широких полосках и крупной клетке середина полоски или клетки должна совпадать с серединой спинки, переда и рукава.Подгонка рисунка влечет за собой дополнительный расход ткани. При этом должны быть соблюдены следующие условия: симметричность расположения рисунка на парных деталях; совпадение рисунка на карманах, клапанах и т.д. с рисунком на основной детали (исключении – несовпадение предусмотрено моделью).

    В изделиях из длинноворсовых тканей (плюш, бархат и т.д.) ворс должен быть направлен снизу вверх, а из коротковорсовых тканей (байка, фланель и т.д.) – сверху вниз.

    Поэтому при раскрое ворсовых тканей выкройки деталей необходимо располагать в одном направлении.

    Раскладку деталей на ткани нужно начинать с выкроек крупных деталей. Все мелкие детали размещают в промежутках между крупными деталями.

    При раскладке необходимо следить за тем, чтобы направление долевой нити на выкройках совпадало с направлением нити основы ткани.

    Вот, пожалуй, и все основные правила раскроя. Желаю успеха.

    "Внимание!!! Всем счастливым обладателям швейных машинок, утюгов и оверлоков..."Невероятно, но факт: избавиться от страха резать ткань теперь стало возможным…

    www.folomade.ru

    Жестяницкие работы. Раскрой, правка, плоскостная разметка (Илья Мельников, 2013)

    Раскрой материала

    Листовая сталь поставляется в листах определенных стандартных размеров. В зависимости от формы заготовок, которые необходимо выкроить, различают прямолинейный, криволинейный и смешанные виды раскроя листового металла.

    Заготовки на листе можно расположить так, чтобы удобно было его разрезать, однако лист в этом случае расходуется неэкономно.

    Эти же заготовки можно расположить на листе таким образом, чтобы расход металла был минимальным, но разрезание в этом случае будет затруднено.

    Основное правило, которое следует соблюдать при раскрое, заключается в следующем: заготовки на листе должны быть расположены так, чтобы расход металла был минимальным и лист удобно было разрезать.

    При раскрое листов, помимо основного фактора (экономии металла), учитывается также технологические и организационные факторы. Например, при раскрое целесообразно разложить шаблоны на листе, но не при всякой раскладке можно воспользоваться имеющимся в цехе оборудованием.

    Наиболее рационально расходуется металл при размещении на одном листе заготовок различных габаритов, причем вначале размещают наиболее крупные заготовки, затем заготовки средних размеров, а на свободные места – заготовки малых размеров.

    На оборудовании для криволинейной разрезки (вибрационные ножницы) заготовки вырезают сразу по их действительному контуру.

    На оборудовании для прямолинейной разрезки (рычажные ножницы, листовые с наклонными ножами и др.) листовой металл сначала разрезают на полосы, а затем на заготовки требуемых размеров.

    Для сокращения отходов при раскрое листового металла используют карты раскроя. Эти карты применяют при групповом (получение из листа группы заготовок для деталей разных наименований) или индивидуальном раскрое (получение из листа заготовок для деталей одного наименования).

    Перед началом процесса разрезания рассматривают множество вариантов расположения заготовок относительно друг друга, добиваясь их полного расположения на листе.

    При рациональной раскладке расход металла уменьшается примерно на 20% по сравнению с нерациональным, а также облегчается операция разрезания.

    При раскрое для детали определенной формы подбирают лист нужных габаритных размеров и рациональную схему расположения заготовок на листе. При этом отходы сокращаются в 1.5 раза по второму варианту по сравнению с первым.

    Анализ процесса раскроя материала показывает, что в целях экономии можно внести рациональные изменения в конструкцию изделия.

    Рассмотрим в качестве примера получение заготовок для конической формы поверхности диаметром 2600 мм. Заготовка проектируется, как обычно, в виде сектора круга. Для вырезки такого сектора из кровельной стали (размеры листов 710х1420 мм) необходимо израсходовать восемь листов, соединенных предварительно фальцами в картину. Ту же коническую поверхность можно образовать из нескольких секторов соединенных фальцами по направлению радиусов.

    При этом из одного листа выкраиваются два сектора, и, следовательно, понадобится только шесть листов. При таком раскрое расход металла сокращается примерно на 25%.

    Рассмотренные выше примеры относятся к ручному способу раскроя.

    На полуавтомате СТД-11012 можно выполнять разрезку листа на заготовки по различным кривым разверток частей изделия, например, усеченных тел вращения – цилиндров и конусов, пересекающихся тел вращения – цилиндра и цилиндра, конуса и цилиндра. Длина заготовки не должна превышать 2600 мм, высота – 350 мм. Развертки деталей большой длины необходимо изготовлять частями.

    При раскрое заготовок на рулонной стали получают минимальные отходы. Полуавтомат узкоспециализирован и применяется для конкретного вида работ – для криволинейной разрезки заготовок вентиляционных изделий.

    Подготовка рационального раскроя материала – операция очень трудоемкая и требует больших затрат времени. При этом рабочий не в состоянии перебрать все возможные комбинации раскладки заготовок. В настоящее время для этих целей используют ЭВМ, с помощью которых рассчитывают возможные варианты и выделяют рациональный вариант раскроя материала.

    Прежде чем приступать к раскладке выкройки на ткани, следует провести влажно-тепловую обработку материала. Если ВТО не проводить, в дальнейшем готовое изделие может преподнести ряд неприятных сюрпризов - например, усесть, поэтому этот шаг нельзя пропускать.

    Подробнее о том, как правильно провести декатировку ткани перед раскроем, можно почитать в нашем мастер-классе:

    Долевая нить


    Для правильной раскладки направление долевой нити имеет важнейшее значение. Долевая (или нить основы) всегда параллельна кромке, однако бывают случаи, когда кромка уже отрезана, и определить направление долевой можно лишь по косвенным признакам. Если вы новичок в шитье, рекомендуем углубиться в эту тему:

    На выкройках Burda всегда указано направление долевой нити, но если вдруг вы шьете по выкройке, где направление нити основы не отмечено, имейте в виду: долевая нить ткани при раскладке должна быть строго параллельна позвоночнику - если только ваша модель не предполагает крой по косой. В этом случае мы раскладываем детали так, чтобы они шли под углом 45 градусов к долевой нити.

    Основные правила раскладки выкройки на ткани


    Самый главный принцип - раскладка выкройки на ткани должна быть рациональной. Это значит, что вы должны найти оптимальное расположение деталей на ткани, оставляя минимальное количество пустот между ними с учетом припусков. Такие пустоты называются межлекальными выпадами, и ваша задача - минимизировать межлекальные потери ткани.

    Сначала раскладываются крупные детали, после чего детали пояса, кокеток, обтачки, клапаны и т. д. раскладывают в промежутках между основными деталями, соблюдая направление долевой нити. Вы можете менять расположение деталей в зависимости от размера конкретного отреза ткани.

    Следующий важный этап - анализ материала, на котором будут раскладываться детали. Для нас будут иметь ключевой значение: наличие рисунка, раппорт, ворс, оттеночность в разном направлении.

    Однотонные ткани


    Если материал однотонный и не имеет ни ворса, ни оттеночности, выкройки можно располагать как угодно, главное соблюсти направление нити основы, указанное на выкройке, не забывая о главном принципе рациональности.

    Ткани с рисунком

    Если рисунок имеется, его также необходимо проанализировать. Рисунок может быть направленным или ненаправленным.


    Если рисунок ненаправленный и ткань не имеет ворса и оттеночности, вы можете смело раскладывать детали как в одном направлении, так и в другом, а также для экономии материала валетом.


    Если рисунок направленный, нужно во‑первых, сразу решить, куда будет направлен узор, например, к плечевому шву или к низу изделия, и, во‑вторых, соблюдать этот выбор при раскладке.

    Мы также анализируем крупность рисунка. Если он мелкий, скорее всего, нет необходимости стыковать детали, но если рисунок крупный, вам нужно подумать о грамотном совмещении деталей, к примеру, если вы хотите, чтобы цветы шли строго по линии талии. Расход ткани в этом случае по естественным причинам увеличивается. Лучше всего, если вы сможете взять выкройку с собой в магазин, и на месте до покупки ткани прикинуть раскладку.

    Ткани в полоску


    Полоска может быть продольной (то есть идти вдоль долевой кромки) или поперечной. В первом случае раскраивать детали нужно, ни в коем случае не отклоняясь от направления нити основы, иначе на выходе вы получите брак. В этом случае вам также следует подумать будете ли вы стыковать полоску по плечевому шву. Раскрой с учетом совмещения увеличит расход ткани.

    Если полоска идет поперек нити основы, раскладку и раскрой деталей необходимо выполнять с учетом совмещения полосок в боковых и средних швах спинки и полочки.

    Ткани в клетку


    Зачастую совмещение мелкой клетки оказывается нерационально сложным, но с некоторыми видами клетки это все-таки возможно. Если клетка на вашем материале четкая и хорошо видна, то ее нужно совмещать.

    Несмотря на кажущуюся простоту, клетка может быть очень непростым узором для раскроя, поэтому подробнее ознакомиться с различными тонкостями этой задачи вы можете в нашем отдельном материале:

    Ткани с ворсом


    При разном направлении ворса один и тот же материал может выглядеть очень по‑разному! При раскрое бархата или вельвета детали выкладывают таким образом, чтобы ворс шел снизу вверх. Допустимо и обратное направление ворса, но этот вопрос следует решать в частном порядке в зависимости от качества материала и длины ворса: приложите ткань к себе и, глядя в зеркало, оцените, как выглядит ворс в том или ином направлении.

    Во всех остальных материалах костюмной и пальтовой группы, которые имеют ворс, детали раскладываются таким образом, чтобы ворс шел от плечевого среза в направлении низа изделия.

    Основные виды раскладок выкройки на ткани

    Проанализировав материал, приступаем к непосредственной раскладке. Решая, как разложить ткань при раскрое, учтите, что выбор варианта раскладки определяется, исходя из рациональности и экономичности в каждом конкретном случае.

    Продольный сгиб


    В этом случае ткань складывается кромка к кромке, по долевой нити, лицевыми сторонами внутрь.

    Поперечный сгиб


    Ткань складывается поперек долевой линии, срез к срезу, лицевыми сторонами внутрь.

    Частичный сгиб


    Ткань складывается лишь с одной стороны по долевой, лицевыми сторонами внутрь. Этот способ позволяет максимально рационально использовать ткань для любой ширины.

    В два сгиба


    В таком варианте края ткани укладываются по нити основы к середине полотна, лицевыми сторонами внутрь.

    В разворот


    Ткань раскладывается в один слой, без сгибов, лицевой или изнаночной стороной вверх. Такой вариант подходит, если вы кроите по косой, а также если ваша ткань имеет рисунок или узор, который необходимо совместить. Этот способ удобен для тонких тканей (например, для шифон) и объемных, толстых. В этом случае детали выкройки раскладывают в зеркальном отображении, если они сшивные, или в разворот, если цельнокроеные.

    Выбрав способ раскладки, укладываем детали на материал, оставляя свободное пространство для припусков на обработку. Не следует сразу же намелять - ищите наиболее рациональную раскладку до тех пор, пока не убедитесь, что потери ткани будут минимальными!

    После окончательной раскладки на ткани всех деталей приколите их булавками и обведите по контуру портновским мелком или специальным маркером. Подробнее о способах разметки вы можете почитать в нашем специальном материале:

    Ответить на вопрос, как правильно разложить выкройку на ткани, не так уж и сложно - куда сложнее разобраться в каждом конкретном случае с учетом особенностей вашей ткани. Но это умение приходит с опытом! А все возникшие вопросы вы можете задать в комментариях, мы постараемся на них ответить.

    Похожие статьи