• Двойной булинь узел. Двойной булинь

    22.02.2024

    Этот узел, имеющий две незатягивающиеся петли, применяется вместо беседки для подъема человека на высоту, для подъема или опускания человека, потерявшего сознание, и в других случаях. При вязке узла одна из петель делается почти в два раза меньше другой. В одной петле человек сидит, вторая петля обхватывает его туловище под мышками. Это позволяет ему, поднявшись на высоту, работать двумя руками. В морской практике существует несколько способов завязывания двойного беседочного узла. Объясним наиболее простой. Узел вяжется сложенным вдвое тросом. После ввода ходового конца в малую петлю узла его нужно немного вытянуть и, обнеся вокруг большой петли, переместить в верхнюю часть узла. Держа одной рукой за коренную часть троса, другой рукой потянуть вниз правую сторону большой двойной петли. После этого узел затянется и будет готов к использованию.

    Простой проводник (дубовая петля)

    Это самая простая петля из всех существующих незатягивающихся петель. Она вяжется простым узлом на конце троса, сложенного вдвое. Дубовая петля прочна и безопасна, но сильно ослабляет трос, перегибая его. В отличие от дубового узла, она может быть применена на синтетическом тросе. Единственный ее недостаток, состоит в том, что она сильно затягивается и ее очень трудно развязать. образует фиксированную петлю на конце веревки. В практике туризма используется для крепления троса при помощи карабина. Не рекомендуется применять на середине веревки из-за значительного ослабления в месте нахождения узла и большой трудности его развязывания после приложения нагрузки. Известно два способа вязки: петлей и одним концом. Узел снижает среднюю прочность при сухой веревке на 78,3 - 80,75%; при мокрой - на 75,9 - 78,35%; при мерзлой на - 52,2 - 57,3%. Опасные ошибки: очень слабо затянут; очень сильно затянут; очень длинный свободный конец.

    Австрийский проводник

    (бергшафт, бабочка, альпийский мотыль, пчелка, ездовая петля) - узел, образующий фиксированную петлю на середине веревки. Применяется в качестве промежуточной точки опоры или навески, опоры для блоков. С помощью это узла легко можно перевязать поврежденный участок веревки. Весьма надежен и допускает приложение нагрузки под углом к основному направлению усилия. Имеет два способа вязки. Опасные ошибки: слабо затянут, затянут со слишком большим усилием, большая петля.

    Схватывающий (Прусик на основной верёвке)

    Завязывается репшнуром диаметром 6 - 7 мм вокруг 9 - 14 мм основной веревки. По мере подъема или спуска передвигается рукой. В случае срыва прусик затягивается на страховочной веревке и предохраняет от падения. Срабатывает при нагрузках в любом направлении. Кроме страховки прусик может быть применен и непосредственно при подъеме по веревке. Плохо работает на мокрой и обледенелой опоре. Снижает среднюю прочность веревки в пределах 46,9 - 26,55 (при сухой веревке - 69.1 - 73.5%; при мокрой - 67,3 - 70,4%; при мерзлой - 53,1 - 54,3%). Опасные ошибки: второй виток идет в обратном направлении по отношению к первому; концы витков вспомогательной веревки не выходят из середины узла; вяжется из веревки большего диаметра, чем диаметр опорной.

    Узел Бахмана

    Узловое сочетание репшнура с карабином на основной веревке. Преимущество перед прусиком заключается в более простом способе перемещения по опоре. Для этого достаточно продеть в карабин большой палец руки. Одновременно возможно перемешать самохват по веревке или держаться за ступеньку тросовой лестницы. В случае срыва узел Бахмана предохраняет от падения. Вяжется на одинарной и на двойной веревке.

    Надежность схватывания узла на тяге зависит от количества его охватов на веревке. Обычно ограничиваются 4 оборотами.

    Узел Бахмана с карабинным стоп-вкладышем. Вкладыш значительно повышает сцепление узла на веревке.


    Карабин-вкладыш устанавливается так, чтобы в вершине карабина Бахмана находилось не менее двух оборотов схватывающей петли.

    Узел Гарда

    (петля Гарда) - вспомогательный, опорный узел. Выполняется с использованием двух альпинистских карабинов. Прекрасное средство для страховки. Практически не заменим при транспортировке пострадавшего. Легко вяжется. Надежен на мокрой и оглиняной веревке.

    УИАА

    (Баумгартнера) - узел, официально утвержденный в 1971 году решением Интернационального союза альпинистов. Применяется для динамической страховки через альпинистский карабин. Используется только на мягкой, эластичной веревке. При закладке в карабин витков троса строго учитывается направление возможного рывка.

    «Узелок завяжется, узелок развяжется…» — так поет в когда-то популярной песне российская певица Алена Апина. Только вот в альпинизме узел надо завязать так, чтобы не было непредвиденного «развяжется», но вместе с тем при необходимости он должен легко развязаться.

    Большая часть альпинистских узлов имеет морское происхождение. Вначале было … Отсюда и морские названия многих узлов.

    Довольно часто мы используем различные узлы в быту, даже не задумываясь об их названии, происхождении и применении в альпинизме или мореходстве.

    При классификации узлов в альпинизме чаще всего опираются на их назначение и выделяют 3 категории:

    • связывающие (или для связывания);
    • обвязочные (или для обвязки и петель);
    • вспомогательные.

    Узлы для связывания лент и веревок

    Используются для связывания лент и веревок, как одинакового диаметра, так и разного.

    В первом случае чаще всего применяют:

    • прямой (морской);
    • шкотовый;
    • ткацкий.

    Во втором:

    • встречный;
    • брамшкотовый;
    • академический.

    Прямой узел

    Прямой узел очень прост в исполнении: оба конца веревки располагаются параллельно с одной стороны.

    Его основной недостаток – самопроизвольное «сползание», т.е. склонность к самостоятельному развязыванию.

    В связи с этим для дополнительной прочности его концы укрепляются контрольными страховочными узелками («контрольками»), хотя в быту чаще всего в этом необходимости нет. Эти «контрольки» при чрезвычайных нагрузках на веревку будут препятствовать ее проскальзыванию и развязыванию основного узла.

    Пошаговая инструкция как завязать прямой узел

    Грейпвайн

    Узел грейпвайн считается надежным и красивым. Используют его не только для связывания лент и веревок, но и вязания петель для закладок и петель-оттяжек.

    Он чрезвычайно практичен при завязывании петли для самостраховки.

    Преимущество этого узла в возможности регулирования длины петли.

    Под воздействием нагрузки он способен сильно затягиваться.

    Пошаговая инструкция вязания узла грейпвайн

    Встречный узел

    Встречный узел идеален, если необходимо связать совершенно разные материалы, например, ленту с веревкой, веревку с репшнуром и т.д.

    Он не только хорошо держит и не ползет, но и с легкостью развязывается после снятия нагрузки. При этом под нагрузкой отлично затягивается.

    Встречный узел имеет второе название – петельный. В практике альпинизма довольно часто применяются петли из тесьмы разной ширины. Для их завязывания применяют только встречный узел. Вот отсюда и второе название.

    Пошаговая инструкция вязания встречного узла

    Шкотовый узел

    Шкотовый узел ползет только при переменных нагрузках, но в тоже время не затягивается.

    Этот узел относится к категории надежных и вяжущихся легко.

    Завязывание «контролек» необходимо в обязательном порядке.

    Пошаговая инструкция вязания шкотового узла

    Ткацкий узел

    Ткацкий узел очень прост в исполнении, но способен сильно затягиваться при больших нагрузках и ползти при переменных.

    Часто используется при проведении спасательных работ в горах во время оказании помощи пострадавшим.

    Пошаговая инструкция вязания ткацкого узла

    Брамшкотовый узел

    Брамшкотовый узел бывает одинарный и двойной.

    Великолепно связывает веревки разного диаметра. При выполнении нужно следить за параллельным расположением прядей и правильностью рисунка узла.

    Академический узел

    Академический узел — это родственник прямого узла.

    Идеален для связывания веревок разного диаметра.

    Толстой веревкой делается петля, а тонкой – обкручивается. Обязательно для надежности завязать контрольные узелки.

    Узлы для обвязки и петель

    Эти узлы служат для обвязывания альпиниста при организации страховки и для образования незатягивающихся петель.

    Помните начало фильма с участием Сильвестра Сталлоне ?

    Булинь

    Булинь используют для привязывания к основной веревке.

    Существует два варианта вязки узла. Традиционная последовательность и вязка одним концом веревки. Второй вариант более пригоден для связывания грудной обвязки страховочной системы.

    Простой булинь требует фиксации контрольным узлом, так как он предрасположен к распусканию. Этот узел необходимо сильно затягивать всегда.

    Пошаговая инструкция вязания узла булинь

    Двойной булинь

    Двойной булинь был предложен инструктором альпинизма Емельяновым Е.Б. для связывания как особо надежный.

    При его вязке используется мягкая веревка или полуверевка около 5 метров или 20-ти миллиметровая лента.

    Для узла характерно наличие двух петель самостраховки:

    1. На конце веревки, входящей в петли грудной обвязки.
    2. Эта более длинная, на конце которой соединяет петли беседки.

    Этот узел позволяет при наличии самостраховки на короткой петле не только распустить нижнюю часть беседки, но и снять ее. Такой прием применяется при возникшей во время движения по скале необходимости переодеться (например, снять ).

    Узел проводник

    Узел проводник имеет одно неоспоримое преимущество – необыкновенная простота его вязки.

    Порой мы частенько используем его в быту, даже не подозревая, что узел-то альпинистский!

    Так как проводник имеет свойство сильно затягиваться под воздействием нагрузки, то рекомендуется в сплетение вставить металлический предмет, что упростит в дальнейшем его развязывание.

    Этот простой узел может быть сделан как в конце, так и в середине веревки. Один из узлов, часто применяемых на спасработах.

    Применение:

    • при отсутствии обвязки для привязывания к середине веревки;
    • для связывания веревок.

    Узел восьмерка

    Узел восьмерка один из тех, которому не требуется вязка контрольных узлов.

    Характерно, что он не затягивается и не ползет.

    Этот узел получается в результате дополнительного пол-оборота петли после вязки начальной стадии проводника.

    Пошаговая инструкция вязания узла восьмерка

    Вспомогательные узлы

    Сюда входит ряд узлов, которые необходимы при натягивании переправы и перил, при подъеме груза или человека.

    Узел (петля) Гарда

    Узел (петля) Гарда применим на веревке любого состояния. Очень прост в технике завязывания.

    Используется:

    • при транспортировке пострадавшего;
    • для страховки.

    Схватывающий узел

    Схватывающий узел сдал свои позиции в разряде основных применяемых для страховки.

    Вызвано это тем, что на практике и во время испытаний в экстремальных условиях очень часто случалось оплавление, а то и того хуже – обрыв узла. Однако он прекрасно справляется, когда отсутствует сильное трение при очень быстром перемещении по веревке.

    Вяжется из вспомогательной веревки на основной. Есть два способа его вязки:

    • петлей;
    • одним концом репшнура.

    Совет: для повышения надежности можно вязать три витка.

    Узел Бахмана и карабинный узел

    Узел Бахмана (рис. а — в) можно легко протянуть по веревке при отсутствии нагрузки. Его надежность проявляется в любом виде работ по транспортировке пострадавших.

    Можно вязать и на одинарной, и на двойной веревке.

    Пошаговая инструкция вязания узла Бахмана

    Карабинный узел (рис. г, д) имеет такие же характеристики и применение, как и узел Бахмана.

    Стремя

    Стремя можно назвать универсальным узлом, который очень просто завязать хоть на конце веревки, хоть в середине.

    Беседочный узел. Булинь, Годенный узел, король узлов. Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название "беседочный узел" происходит от глагола "беседовать" или от существительного "беседка". В нашем морском языке название этого узла произошло от "беседки", но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску - платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина "булинь", обозначающего снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса "булиневым узлом", или просто "булинем". На этом узле есть смысл остановиться поподробнее. Действительно, он вызывает восхищение у всех, кто имеет дело с тросами и вязкой узлов. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. Далеко не каждый морской узел сравнится с ним в количестве положительных свойств, которым он обладает. Учитывая сферу его применения и отличные качества, беседочный узел по праву удостоен в огромной династии морских и неморских узлов королевского титула. По внешнему виду он похож на ткацкий узел, но его ходовой конец идет не в петлю другого конца, а в петлю своего коренного конца. Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается "намертво", не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается и легко развязывается, когда это нужно. Основное назначение беседочного узла - это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку. Завязанная беседочным узлом петля на швартове надежно служит вместо огона. Этот узел с успехом можно применить для связывания двух тросов любого диаметра или для связывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах). Из всех способов связывания двух тросов из различного материала (например, пенька и сталь, дакрон и манила) соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным. Его можно применять для швартовки и для крепления троса к гаку. Вниманию читателя предлагается самый рациональный и наиболее простой способ вязки. В жизни всегда. может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2 - 3 секунды. Научиться этому совсем не трудно. Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его конца примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, лентой потяните за коренной конец. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе, в темноте или с закрытыми глазами. Представьте себе такую ситуацию: вы оказались за, бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю подмышки, вы можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.

    Португальский булинь (двойной беседочный?).

    Работает также как и простой булинь. Используется в тех случаях, когда необходимо завязать на одном конце сразу две петли. Например, подъем раненого человека. Тогда ноги пострадавшего продеваются в петли, а коренным концом вокруг груди под мышками вяжется полуштык. тогда человек никуда не вывалится, даже если будет без сознания.

    Восьмерка.

    Этот узел считается классическим. Он составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. В том виде, в каком он изображен здесь, этот узел в морском деле служит отличным стопором на конце троса, чтобы последний не выхлестывался из шкива блока. В отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать. Чтобы связать восьмерку, надо ходовой конец троса обнести вокруг коренного и затем пропустить его в образовавшуюся петлю, но не сразу, как в простом узле, а заведя сначала его за себя же. Этот узел можно применить для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи, если веревка проходит сквозь два отверстия на выступающих концах деревянных клепок. В этом случае, продев веревку в оба отверстия, на ее концах с внешних сторон клепки завязывают по восьмерке. Двумя восьмерками можно надежно прикрепить веревку к детским санкам. Чтобы рука не соскальзывала с конца собачьего поводка, советуем завязать восьмерку. Кроме этого, она неплохо служит для крепления струн к колкам скрипок, гитар мандолин, балалаек и других музыкальных инструментов

    Улучшенный кинжальный узел.

    В зарубежной практике такелажного дела этот узел считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут. Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

    Прямой узел.

    Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules - геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки. Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки. Ткачи, которые применяют прямой узел, для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его по-своему, особым, удобным им способом. При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивается. Как же развязывается прямой (рифовый) узел, который "так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать". Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1 - 2 секунды. Завяжите прямой узел. Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую - концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь.). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону - узел развязан. Весь секрет заключается: в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он также легко развязывается, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) - влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец право, за коренной тяните влево и наоборот. При развязывании прямого узла не следует забывать, что с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов.

    Плоский узел.

    Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать. Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов. В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах и без такой прихватки, когда узел затягивается. Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют узлом Жозефины) на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы. Как уже говорилось, у плоского узла восемь пересечений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному существует 256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов с под и над), будет надежно держать. Девяносто процентов, из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить этот порядок, как узел получает другие отрицательные качества. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет. Этот морской узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например при вытаскивании трактором застрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика).

    Фламандская петля (огон восьмеркой).

    Завязанная восьмеркой на сложенном вдвое тросе, она представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса. Фламандская петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти не ослабляет прочность троса. Применяется для крепления струн музыкальных инструментов и других целей.

    Фламандский узел ( восьмерка встречная).

    Это один из древнейших морских узлов, который применяли на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых. Фактически это та же восьмерка, завязанная двумя концами. существует два способа вязки этого узла. Сначала на конце одного из связываемых вместе тросов сделайте восьмерку. Навстречу выходу из нее ходового конца введите ходовой конец второго троса и повторите фигуру 8, завязанную на первом тросе. После этого, ухватившись за каждые два конца, слева и справа, равномерно начинайте затягивать узел, стараясь сохранить его форму. Для окончательной затяжки узла тяните за коренные концы тросов (см.рис.). Чтобы соединить два троса фламандским узлом вторым способом, ходовые концы связываемых тросов положите параллельно навстречу один другому так, чтобы они примерно по длине одного метра касались друг друга. На этом месте двумя сложенными вместе тросами завяжите восьмерку. При этом вам придется обносить вокруг и продевать в петлю вместе с коротким ходовым концом одного из тросов и длинный коренной. Именно в этом и состоит неудобство второго способа вязки фламандского узла. Соединение двух тросов фламандским узлом считается очень прочным. Этот узел, даже будучи сильно затянут, не портит трос, и его сравнительно легко развязать. Кроме того, он обладает превосходным качеством - не скользит в надежно держит на синтетической рыболовной леске.

    Фаловый узел.

    На парусном корабле прямые паруса, которые ставились между марса-реем и нижним реем, назывались марселями. Смотря по тому, к какой мачте принадлежал парус, он принимал название "грот-марсель" на грот-мачте, или "фок-марсель" на фок-мачте. Снасть, которой поднимали реи этих парусов, назывались грот-марса-фал и фок-марса-фал. К рею эти снасти прикреплялись фаловым узлом. Как и лисельный, фаловый узел считается надежным морским узлом. Он может сослужить неплохую службу в нашем быту.

    Из всех известных человечеству узел булинь - один из самых надежных. Еще его называют, беседочным, универсальным или королем всех узлов. Услышав одну из таких формулировок, можете быть уверены - речь идет о нем. Сегодня разберемся, как вязать узлы булинь.

    Особенности и преимущества узла

    1. Петля никогда не затягивается намертво.
    2. Узел не проскальзывает вдоль троса.
    3. Такая петля никогда не развяжется сама, но ее легко развязать вручную.
    4. При соединении двух тросов при помощи беседочного узла удается достичь надежного соединения.

    Как сделать узел булинь

    На схеме видно, как вязать узлы булинь. Благодаря этому способу удается сделать самое надежное соединение. Поэтому он используется при соединении веревок и тросов для транспортировки грузов, в морской промышленности и популярен среди туристов.

    Как завязать узел булинь?

    Многие интересуются: «Как вязать узлы булинь?». Большинство наших читателей даже не подозревает, что сделать такую петлю гораздо проще, чем кажется.

    1. Для начала сделайте петлю со скрещиванием по центру.
    2. После этого пальцами правой руки захватите место пересечения веревок.
    3. Ладонь с петлей переверните от себя вниз.
    4. Проденьте ходовой конец веревки в небольшое отверстие по центру, располагающееся над большой петлей.
    5. Ходовой конец вытаскиваем поверх петли, проводим сзади веревки и просовываем в отверстие маленькой петельки.
    6. Свободная часть нити должна находиться в петле в параллельном себе положении.

    Важно! Для придания узлу надежности иногда над ним формируют еще одну, страховочную петлю.

    Зная, как вязать узлы булинь, и применяя эти знания на практике, не забывайте о том, что неправильно сформированный узел может растянуться или развязаться в любой момент. Поэтому тщательно следите за ходом вязки. Помните, что чем больше у вас практики, тем лучше и быстрее вы сможете создать прочное и надежное соединение под названием "узел двойной булинь".

    Этапы вязания узла вокруг талии

    Каждый турист должен уметь вязать узел булинь. Поэтому воспользуйтесь инструкцией, если вам предстоит идти в поход.

    1. Возьмите коренной конец веревки в левую руку.
    2. Обнесите правой рукой ходовую часть веревки вокруг своей оси.
    3. Отступив примерно 10 см от края, зажмите правый, ходовой конец веревки рукой.
    4. Левую руку с веревкой вытяните в положение вперед перед собой.
    5. Кистью правой руки с зажатым в ней ходовым концом веревки оберните натянутый коренной конец сверху вниз на себя и вверх от себя. Следите за тем, чтобы петля не обвилась вокруг кисти и не захватила ее полностью, в таком случае узел будет завязан неправильно.
    6. Ходовой конец веревки обнесите вокруг натянутого коренного влево, после чего перехватите пальцами правой руки.
    7. Вытащите правую кисть из петли, в то же время просовывая ходовой конец веревки в основание малой петли.
    8. Придерживая ходовой конец правой рукой, левой потяните за коренной конец веревки, чтобы затянуть и зафиксировать петлю.

    Конструкция узла состоит из двух незатягивающихся петель. Использование такой схемы, позволяет альпинисту сидеть в одной петле, при этом второй охвачено туловище человека под мышками. Легко забираться на скалы, пересекать преграды, используя трос для страховки, и просто работать на высоте, используя такую конструкцию как булинь (узел). Схема ярко иллюстрирует последовательность вязки соединения.

    Такой узел вяжется на сложенной вдвое веревке или тросе.

    Как затянуть петлю?

    Введя ходовой конец веревки в малую петлю узла, вытяните его и, обнеся вокруг большой петли, поместите в верхнюю часть узелка. Придерживая одной рукой коренную часть троса, другой потяните за правую сторону большой двойной петли. Проделав такую манипуляцию, вы сможете подтянуть петлю до необходимого уровня.

    Недостатки конструкции, связанной на основе узла булинь

    Минусы проявляются в необходимости дополнительного скрепления узлового соединения. Отмечено, что иногда соединение, контролируемое узлом, способно развязываться. Такие случаи отмечены при вязке конструкции на скользкой леске или превышении допустимой нормы нагрузки.

    Рыбаки, моряки и туристы активно используют разнообразные узлы. Беседочный (булинь) узел заслужил особую популярность из-за своей прочности и надежности. Используя такую конструкцию, можно быть уверенным в безопасности страховки.

    Проживая большую часть года на КСС, общаясь с приезжающими альпинистами, желающими походить альп маршруты на Соколе , я регулярно слышу одну и ту же фразу: Для занятий альпинизмом достаточно знать «Х+1» морских узлов, если знать и уметь пользоваться ими с закрытыми глазами.

    Где Х варьируется от 4 до 7. Добавлю, что эти фразы обычно говорят достаточно опытные, можно сказать, заслуженные люди, к которым прислушиваются новички и просто начинающие альпинисты. Они неосознанно ошибаются, на самом деле, они на «автомате» применяют гораздо больше узлов. Но новички воспринимают указанное ими количество узлов, как руководство, и берут на вооружение. Не претендуя на истину в последней инстанции, решил написать маленькое эссе, в котором привожу примеры применения узлов во время восхождения (очень приблизительно по перечню). Вообще-то писался небольшой коммент к статье (просьба к критикам, плз постарайтесь осилить все написанное, а потом нажимать на кнопки. Актуш)

    Давайте рассмотрим порядок действий связки, идущей на маршрут:

    Один участник несёт рюкзак со снаряжением и перекусом. Второй участник несёт верёвки. Верёвки каким то образом собраны в удобопереносимый предмет, кольцо, «рюкзак». Для закрепления верёвок от расползания применяется «маркерный» узел (1). Им же можно связать телескопические палки или ледорубы, если потребуется вязать что-то вроде носилок. Третий тоже что-нибудь несёт. Ну, хотя бы бивачное снаряжение и воду.

    Тактика такая: первый лезет, второй тоже лезет, третий честно жумарит. Первые два привязываются к верёвке. Наиболее безопасные и удобные для этого являются: «Двойной булинь» (2) и «Фламандская петля» (3, мы называем её «восьмёрка» ). КПД обоих практически одинаковые, но первый узел легче развязывается после снятия нагрузки.

    «Двойной булинь» (2)-Двойной беседочный. Узел служит как временная замена беседки. Две правые петли предназначены под ноги,одна левая вместо пояса

    Станция сблокированная с помощью Двойного булиня (2)

    Оба не требуют контрольного узла, но если край верёвки выглядывает из узла немного больше, чем на 10 диаметров, можно не перевязывать узел, а завязать контрольку, «ткацким» (4) или «полугрейпвайном» (5). Оба узла применяются в самых разных случаях.

    Перед стартом лидер развесил на полочках беседки снаряжение, закладки, френды, крючья, локальные петли. Готовых петель оказалось маловато, но с собой имеется репшнур диаметром 7.0-8.0 достаточной длины, чтобы сделать дополнительные локальные петли. Какой узел больше всего подходит для этого случая: «Встречный Фламандский» (6, восьмёрка) или «грейпвайн» (7)?. КПД одинаковый, но «грейпвайн» (7) занимает меньше места. Меньше места — меньше цепляется – значит, предпочтительней «грейпвайн» (7). Имеется в наличии большая закладка типа «гекса» с поврежденной стропой, вытаскиваем поврежденную стропу, но другой стропы нет. Как нам выйти из положения? Заменяем поврежденную стропу репшнуром диаметра 7.0-8.0 или основной верёвкой (если позволяет отверстие в гексе). Какой узел? «Грейпвайн» (7). Потому, что узел можно вязать так, чтобы он после затягивания располагался в теле гексы.

    Нам повезло, мы взяли с собой много плоских лент для организаций удлинений, для блокировок станций и других нужд. Мы можем использовать такую ленту для замены повреждённой. Какой узел? Только .

    Мы наконец стартовали. В процессе лазания в каком-то конкретном месте вдруг выяснилось, что у нас нет подходящего элемента страховки. Закладки маловаты, а френды слишком большие. Крючья проваливаются. Можно забить на отсутствие страховки, утешить себя фразой «Я счастливый» и двинуться дальше. Недалеко, до места, где можно организовать страховку. Но горе плевать на вашу уверенность в своём счастье, как следствие — полёт на большую глубину.

    Избежать неприятностей можно, использовав всё тот же реп шнур диаметром 7.0-8.0. Берём репшнур длиной около полутора метра, с одной стороны вяжем узел «простой» (9), оставляя свободным 15 см, а с другой стороны узел «Фламандская петля» (3). Получилась примитивная закладка, с головкой в 1.25-1.3 раза больше, чем диаметр репшнура. Если щель шире, то для увеличения размера головки вяжем, «полугрейпвайн» или даже «тройной полугрейпвайн» (Баррел) , с другой стороны репшнура все та же «Фламандская петля» . Если и этого мало можно завязать. «Обезьяний кулак» (10), иногда его называют «шар», но это не совсем верно). Всё равно этого мало, тогда мы можем сложить верёвку пополам и завяжем двумя концами узел «простой» (9), на самом деле это уже не «простой», а «Дубовый» (11). Либо вяжем двумя концами «полугрейпвайн» . Узел получается большой, выдержит большую нагрузку (вязать в этом варианте достаточно сложно), да вот петля слабовата. Нужно усиливать. Как усиливать? Узел «Двойная Фламандская петля» (12) как раз для этого и служит. Вы возразите. Как держась за мизер одной рукой, завязать другой любую штучку из перечисленного? Держась за мизер, это сделать почти невозможно. Так думайте на шаг полтора вперёд!

    Застраховались. Лезем дальше, по ходу есть деревья и пеньки (деревце срубило камнепадом), на которых мы организовываем страховку. С деревьями понятно, локальную петлю перекидываем «коромыслом» и потом встёгиваем в двойную петлю карабин или даже оттяжку. На пеньке такой фокус будет небезопасным. Нужно применить какой- нибудь удерживающий приём. Либо сделать «коромысло» с дополнительными витками (охваты), либо посадить на пенёк узел «стремя» (13), либо «с рифом через узел» (14, но в данном случае его применение хуже, чем двух предыдущих). Иногда приходится вообще изощряться, когда нужно чтобы верёвку (ленту) закрепить жестко в основании пенька: узел «Констриктор» (15). Можете и не использовать, но вяжется быстро, а потом не болтается на пеньке. Наконец лидер добрался до станции и здесь после некоторых мук ему удаётся создать шедевр. Шедевр венчает узел, собирающий нагрузки от точек страховки. Какой узел? «Компенсационная петля» (16)! Но этот узел хорошо работает на двух точках, похуже на трех и никак на четырёх. Лидер после некоторых раздумий решил обойтись без «компенсационного» (16). Объединив все точки одной общей петлёй с общим центральным узлом. Узел либо «Дубовый» (11), либо «Фламандская петля» (3). Причем в первом варианте легче подгонять «одинаковость нагрузок». Только не забыть вставить в узлы карабины, чтобы потом легко развязывались. Для других вариантов станций подходят узлы «Фламандская петля» (3) «двойная фламандская петля» (12), «двойной булинь» (2).

    Итак, станция сделана, страховка организована. Лидер страхует нижнего с помощью узла UIAA (17). Карабин с узлом в собирающем карабине станции. Страховка с UIAA не напрягает, узел заряжается быстро и работать им удобно, всегда можно закрепить нижнего, или выдать верёвку назад. Второй участник лезет со сбором снаряжения установленного лидером и заодно прокладывает перильную верёвку для третьего. Здесь есть варианты, но рассмотрим такой случай. Второму, чтобы убрать лишнее опасное трение на перилах, надо закрепить на каком то дереве перильную верёвку серединой. Учтём, что локальных петель мало, они потребуются на следующей верёвке, да и карабинов маловато. На помощь приходит узел одинарный «булинь» (18). Без контрольных узлов применять нельзя, контрольки будут сделаны из этой же верёвки.

    Наш третий участник, не очень хороший лазун, но большой любитель приключений. Он с самого начала решил жумарить. Чтобы не тратить на себя , он привязывает страховочную петлю от жумара к беседке либо узлом «Фламандская петля» (3), либо «двойным булинем» (2), его петля самостраховки тоже завязана либо узлом «Фламандская петля» (3), либо «двойным булинем» . Кстати, и сам жумар тоже можно привязывать, если не хватает карабинов. Из за отсутствия второго жумара (второй решили не брать, потому что маршрут имеет один непродолжительный вертикальный участок, а остальные положительные) он решил пользоваться каким-нибудь схватывающим узлом. Узел для этих целей малопригоден, скорее всего, он воспользуется либо узлом «Бахмана» (19), либо узлом «Австрийский схватывающий» (20), всё зависит от погоды, и обледенения верёвки.

    «Австрийский схватывающий», Клемхейст (20) — детально

    И таким макаром они лезли ещё несколько верёвок. Потом сменили тактику. Все трое полезли. Для этого им всем потребовалось привязаться к верёвке, либо узлом «Фламандская петля» (3) либо «двойным булинем» (2). Средний довольствовался двумя «Фламандскими петлями» (3), «два булиня» (2) рядом в петле для ввязывания беседки не помещались. Все стало интереснее, и настолько, что в какой-то момент последний участник получил серьёзную травму, — самостоятельно лезть не смог. Для того, чтобы вытащить его на станцию потребовалось организовать полиспаст. Вдвоём работать на полиспасте — удовольствие, если сравнивать с работой в одно лицо.

    Полиспаст собрали качества 3 к 1. Схватывающие узлы, используемые при устройстве полиспаста, были: узел «Французский схватывающий» (21, он же автоблок) внизу и «трехвитковый прусик» (22) возле верхнего ролика. Подняли потерпевшего, осмотрели, ощупали и поняли: сам спускаться не может. Потерпевшего нужно спускать с сопровождением. При спуске использовали одну локальную петлю для сопровождающего и одну для потерпевшего, обе одновременно встегнули в страховочное устройство, к примеру, в «восьмёрку». Петли сделали из готовых прошитых, а чтобы подогнать размеры локальных петель применили узел «Дубовый» (11). Спуск по двум верёвкам с потерпевшим подстраховывался «Французким схватывающим» (21, он же автоблок). Последний участник уходил вниз, оставив на станции спусковую петлю, сделанную из куска верёвки. Нагрузка распределялась на две точки испытанной спусковой станции с помощью узла «двойной булинь» (2), трансформированного из «дубового» (11). Каждая из ветвей спусковой станции была привязана к крючьям с помощью узла «полугрепвайн» (5).

    Испытания спусковой станции осуществлялось общим весом сопровождающего с потерпевшим. При этом спусковая станция подстраховывалась с собирающего карабина основной станции, в состав которой входила и спусковая станция. Подстраховка осуществлялась основной верёвкой узлами «стремя» (13). Последний участник спускался вниз по двум верёвкам с подстраховкой себя «автоблоком» (21). Обе спусковые верёвки были связаны «грейпвайном» (7). Если бы не требовалось сопровождения, можно было бы использовать «дубовый» (11). В принципе, можно использовать «дубовый» (11), так как он плывёт при 900 кг, а такую нагрузку трудно развить при аккуратном спуске. Но в данном случае можно и напортачить, потому выбрали «грейпвайн» (7).

    Возможно, где-то придётся наращивать верёвку более тонким 8.0 мм репшнуром к верхней 10.0 мм. Применим узел «брамшкотовый» (23), с контрольными узелками. Чтобы не съехать с верёвки при спуске, применили узел «восьмерка» (24), хотя можно было использовать «полугрепвайн» или «тройной полугрепвайн» (27).

    Узел «Стремя» (13) кроме указанных вариантов применяется для блокировки надежных точек страховки станций (точки которые выдерживают нагрузку до 1000 кг), для блокирования двух оппозитных закладок, для обустройства противоопрокидывания станций, а также как реальное стремя для ноги в импровизированной педали.

    Узел «микрополиспаст» (24) знать очень желательно, выполняется репшнуром 7.0-8.0 мм длиной 5-6 метров. К нему нужны крупные карабины. Применим при растяжке станций, с целью обеспечить антиопрокидывание, при наращивании верёвок, и других спасработах.

    Узел «австрийский проводник» (25) — для вывязывания перебитого места на верёвке, как обычный проводник, работающий во всех направлениях, как узел среднего.

    Связывание верёвок Австрийским проводником (26) с подстраховкой, либо «встречной Фламандкой» (6), либо «грейпвайном» (7).
    Надо обязательно знать стопорения (остановки на длительное время) основных страховочных устройств и узла UIAA «рифовыми» узлами (26).

    Я расписал основные действия среднестатистического альпиниста, идущего на восхождение лидером. Попробуйте заменить узлы, примененные в данном постановочном восхождении узлами из списка Алексея М, без потерь времени и надёжности. Параметр времени на горе, -параметр общей безопасности.
    Ни кого не призываю учить все узлы приведенные выше. Я их знаю, я их применяю, я учу применять их тех людей, которые приезжают на школы.

    Отдельное спасибо за помощь в написании статьи Михайловой «Шурочке».

    На эту статью распространяется закон об . Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта!

    Похожие статьи