• Труба (музыкальный инструмент): виды, фото. Духовые медные музыкальные инструменты Труба музыкальный инструмент определение

    30.12.2023

    И артиллерии вооружённых сил России имперского периода , снабженный трубой для подачи сигналов; тогда как в пехоте был горнист .

    Принадлежит музыкальный инструмент многим народам, в том числе и русским .

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 5

      ✪ Д.Керн "Дым";исполняет Юрий Кормушин (труба)

      ✪ Э.Артемьев -Свой среди чужих, чужой среди своих. Невретдинов Ильяс(труба)

      ✪ Музыкальный инструмент-ТРУБА. Рассказ, иллюстрации и звучание.

      ✪ Schelokov "Children"s Concerto for Trumpet and Orchestra" Polina Tarasenko. trumpet.

      ✪ "Еврейские мелодии" Духовой оркестр - г.Краматорск

      Субтитры

    История

    Общий обзор

    Труба - один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях - в Древнем Египте , Древней Греции , Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий, вплоть до XVII века.

    Конструкция

    Стаккатная техника на трубе блестящая и стремительная (за исключением самых крайних регистров). Одинарное, двойное и тройное стаккато получаются с предельной отчётливостью.

    На современных трубах хорошо получается большинство вентильных трелей .

    Применение сурдины

    Сурдина на трубе применяется достаточно часто, при необходимости изменить силу звука (чашечная сурдина-грибок, букет, планжеры и шляпки) или чаще тембр (обычная груша). Сурдина для классической трубы (груша ) - грушеобразная болванка из никеля, вставляющаяся в раструб. forte звучит резко и гротескно благодаря звенящему призвуку, создаваемому дрожанием стенки трубы, где сурдина почти перекрывает выход воздуха (сходный прием на валторне застопоривание), а Piano с такой сурдиной даёт эффект звучания в отдалении, при этом сохраняется типичная трескучесть звука, так же в современной музыке используется чашка для грушеобразной сурдины (сурдина целиком грибок ) она придаёт мягкий, слегка плаксивый звук. Джазовые трубачи используют самые разнообразные типы сурдин для создания всевозможных звуковых эффектов - рычания, кваканья и т. п.

    Разновидности

    Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы - от e (ми малой октавы) до c 3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Es, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла, а сама трубка инструмента стала короче и толще (её строй изменился на октаву, хотя тесситура осталась той же). В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или крайне редко на трубе in C.

    Среди других разновидностей трубы ныне распространены:

    • Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназначающаяся для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов - Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн .
    • Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне - инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.
    • Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе - Уинтон Марсалис , Морис Андре , Хокен Харденбергер.

    Репертуар

    Несмотря на то, что хроматические трубы, способные исполнять мелодические линии без ограничений, появились только в начале XIX века, существует большое количество сольных произведений, написанных для натуральных инструментов , которые в настоящее время исполняются на малой трубе.

    Сольные сочинения

    Хроматическая труба

    • Йозеф Гайдн Es-dur
    • Иоганн Гуммель - Концерт для трубы с оркестром E-dur (часто исполняется в Es-dur)
    • Василий Брандт - Концертштюк для трубы с оркестром #1 f-moll, #2 Es-dur
    • Александра Пахмутова - Концерт для трубы с оркестром (1955)
    • Альберт Лорцинг - Интродукция и вариации для трубы с оркестром B-dur
    • Джордже Энеску - «Легенда» для трубы и фортепиано
    • Сергей Василенко - Концерт для трубы с оркестром
    • Александр Гедике - Концерт для трубы с оркестром; Концертный этюд для трубы и фортепиано
    • Малькольм Арнольд - Фантазия для трубы и фортепиано
    • Александр Арутюнян - Концерт для трубы с оркестром As-dur
    • Мечислав Вайнберг - Концерт для трубы с оркестром
    • Пауль Хиндемит - Соната для трубы и фортепиано; Концерт для трубы и фагота с оркестром
    • Анри Томази - Концерт для трубы с оркестром; Триптих
    • Борис Блахер - Концерт для малой трубы с оркестром
    • Алан Хованесс - «Молитва Св. Григория» для трубы и струнного оркестра; «Вернитесь и возродите заброшенные селения» концерт для трубы и духовых инструментов
    • Родион Щедрин - Концерт для трубы с оркестром

    Натуральная труба

    • Иоганн Себастьян Бах - Бранденбургский концерт № 2 F-dur
    • Михаэль Гайдн - Концерт D-dur
    • Иоганн Мольтер - три концерта
    • Леопольд Моцарт - Концерт
    • Георг Филипп Телеман - Концерт для трубы и струнных D-dur
    • Джузеппе Торелли - Соната для трубы и струнных D-dur

    Соло в оркестре

    • Иоганн Себастьян Бах - Бранденбургский концерт № 2 F-dur; Месса h-moll; Рождественская оратория; Магнификат; Сюита для оркестра № 3 D-dur
    • Бела Барток - Концерт для оркестра (части I, II и V)
    • Людвиг ван Бетховен - увертюры «Леонора» № 2 и № 3
    • Иоганнес Брамс - Академическая праздничная увертюра; Симфония № 2
    • Аарон Копленд - балеты «Тихий город» и «Родео»
    • Клод Дебюсси - «Море»; «Празднества»
    • Джордж Гершвин - «Американец в Париже»; Концерт F-dur (II часть)
    • Густав Малер - Симфонии № 1 (часть I), № 2 (части I, II, III, V), № 3 (соло за сценой), № 5 (части I, III, V)

    Труба это духовой музыкальный инструмент из семейства мундштучных (амбушюрных) инструментов, альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.

    В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки.

    Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

    В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.

    Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров - Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Майлз Дэвис, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт.

    Разновидности трубы

    Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы - от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Еs, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла. В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или на трубе in C.

    Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и которая предназначена для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов - Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн.

    Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне - инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.

    Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе - Уинтон Марсалис, Морис Андре, Хокен Харденбергер.

    Баритон:

    Тенор:

    Корнет:

    Устройство трубы

    Трубы делают из латуни или меди, реже - из серебра и других металлов. Уже в античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.

    По сути своей труба представляет длинную трубку, которая изгибается исключительно для компактности. Она слегка сужается у мундштука, расширяется у раструба, а на остальных участках имеет цилиндрическую форму. Именно такая форма трубки придаёт трубе её яркий тембр. При изготовлении трубы важен предельно точный расчёт, как длины самой трубки, так и степени расширения раструба - это кардинальным образом влияет на строй инструмента.

    Основным принципом игры на трубе является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей. На трубе применяется три вентиля, понижающих звук на тон, полтона и полтора тона. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей даёт возможность понизить общий строй инструмента до трёх тонов. Таким образом, труба получает хроматический звукоряд.

    На некоторых разновидностях трубы (например, на трубе-пикколо) есть также четвёртый вентиль (квартвентиль), понижающий строй на чистую кварту (пять полутонов).

    Труба - правосторонний инструмент: при игре вентили нажимают правой рукой, левая рука поддерживает инструмент.

    Труба на викискладе

    Строение трубы

    Стаккатная техника на трубе блестящая и стремительная (за исключением самых крайних регистров). Одинарное, двойное и тройное стаккато получаются с предельной отчётливостью.

    На современных трубах хорошо получается большинство вентильных трелей .

    Применение сурдины

    Сурдина на трубе применяется достаточно часто, при необходимости изменить силу звука (чашечная сурдина-грибок, букет, планжеры и шляпки) или чаще тембр (обычная груша). Сурдина для классической трубы (груша ) - грушеобразная болванка из никеля, вставляющаяся в раструб. forte звучит резко и гротескно благодаря звенящему призвуку, создаваемому дрожанием стенки трубы, где сурдина почти перекрывает выход воздуха (сходный прием на валторне застопоривание), а Piano с такой сурдиной даёт эффект звучания в отдалении, при этом сохраняется типичная трескучесть звука, так же в современной музыке используется чашка для грушеобразной сурдины (сурдина целиком грибок ) она придаёт мягкий, слегка плаксивый звук. Джазовые трубачи используют самые разнообразные типы сурдин для создания всевозможных звуковых эффектов - рычания, кваканья и т. п. Главные среди них выпрямленная груша , которая открывает выход (звук резкий и жесткий, но без звенящего оттенка и трескучести), на прямой сурдине тихий отдаленный звук невозможен, Хармон - груша с стержнем для выхода воздуха, используемая для создания звучания в отдалении (что лучше получается, чем на обычной груше, так как отсутствует трескучесть) и для эффектов мяу-мяу (с помощью движений стержня) - Хармон всегда звучит только тихо и в отдалении. Такие сурдины как Вавер и Букет делаются из дерева и не имеют ничего общего с грушей (прямая и хармон это видоизмененные груши для усиления ее свойств в громкой и тихой звучности). Букет это деревянный конус (звук рассеивается и имеет слегка кларнетный оттенок) придающий тембру сладковатый, несколько смеющийся тон типичен для любовной лирики (тембр альтовой трубы букетом искажается наиболее сильно, у нее появляется совсем хриплый звук). Чаще однако для смягчения звука используется чашечная груша (грибок) , более универсальная по жанру музыки. (так как она сильно глушит звук, то в джазе, требующего строгой тесситурной динамики с гегемонией "женских" голосов, чашечная груша или грибок чаще используется на тромбонах, в симфонической музыке используется в равной степени на трубах и тромбонах) Вавер дает завывающий звук. Планшеты (или Планжеры) это внешние сурдины в форме шляпок, чашечек, как закрытых, так и с отверстиями, из меди и из дерева, есть и пластмассовые, мягко-пластиковые и даже резиновые шляпки (резиновая шляпка - знаменитая квакуша, звучащая в Chatanuga ChuChu Глена Миллера). Большая Шляпа ("глубинный планшет ") мало изменяет тембр, но сильнее всех сурдин глушит силу звука (используется для особо тихого звучания). Особого внимания заслуживает знаменитые мельхиоровые чаши - открытая сурдина Эллингтона (правильнее говорить сурдина оркестра Эллингтона, которую ввел его трубач Кути Вильямс), дающая невообразимый не то смеющийся, не то стонущий звук, особенно эффектная при параллельном использовании двойной сурдины (внутренняя мини-груша с более сладким звуком и внутренняя мини-груша - двойная сурдина груша-планшет использован в знаменитом Караване). Другая, закрытая никелевая чаша планшет Кубопа, пришедший из латиноамериканской музыки (Куба, Венесуэлла, Бразилия) - его тембр блистательный, слегка дрожащий.

    Разновидности трубы

    Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы - от e (ми малой октавы) до c 3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Es, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла, а сама трубка инструмента стала короче и толще (ее строй изменился на октаву, хотя тесситура осталась той же). В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или крайне редко на трубе in C.

    Среди других разновидностей трубы ныне распространены:

    • Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке (барокко), особенно музыка И.С. Баха. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля и перестраивается в строй Фа или Ми бемоль (в зависимости от сменяемой кроны). Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе - Уинтон Марсалис, Морис Андре , Хокен Харденбергер. Обычно малая труба нотируется не в си бемоль (транспонирует на септиму вверх), а в Ми бемоль или Фа (как прочие малые инструменты), так как потребность в сверхвысоких звуках, при которых она перестраивается в строй си бемоль октавино, возникает довольно редко и трубач играет всегда с прижатым четвертым вентилем. Тембр малой трубы более резкий и яркий в целом сохраняет светлоту тембра трубы. Используется малая труба в основном для продления диапазона вверх, учитывая что большинство композиторов любит писать все выше и выше трубе, чувствуя невероятную красоту ее высшего регистра (хотя он же невероятно труден, если не играть на малой трубе). Иногда малая труба используется в связи со спецификой ее тембра в мажоре очень кокетливого, а иногда используется в трагических кульминациях, как страстный крик души. Особенно часто малая труба используется в связи со стилистикой в эпизодах необарочного характера и в джазовых эпизодах, с характерным стилем трубачей высшего регистра (Уинтон Марсалис, Кэт Андерсон, Артуро Сандоваль). Малая труба звучит сильнее и ярче обычной трубы (что обычно для всех малых инструментов).
    • Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и первоначально предназначавшаяся для исполнения звуков в низком регистре создана была по заказу Римского-Корсакова, для духовых оркестров, где не хватало альтового инструмента тромбоновой группы (сейчас на тенор тромбоне играют в высшем регистре партии альтового тромбона без труда и альтовая труба ушла на то место, которое ей уготовано природой - инструмент характерной жанровости и тембра). Однако ее крайне необычный тембр заставил использовать ее тут же в собственной опере Млада. На Альтовой трубе ВСЕГДА играют знаменитый мотив Кармен из оперы Бизе, так как он будто специально создан для этого инструмента по тембру, но и почти НЕ исполним на обычной трубе (труба в строе Ля сейчас вышла из употребления). Ясно что это после малой трубы важнейший инструмент и распространен во Франции, Испании, странах Нового Света (у нас где она крайне редка мотив Кармен играется на тромбоне - пример жуткого варварства). На ее необычный тембр обратили внимание многие русские композиторы конца 19 начал 20 века (тогда она была как раз особо популярна в России). Среди них Шостакович и Рахманинов - Третья симфония, где этой трубе поручен традиционный для романтизма Мотив Томления. В духовых оркестрах, в тех эпизодах, где ее особая звучность претит, ее партия исполняется либо на высоком теноровом тромбоне (в альтовом ключе), либо чаще если нет низких нот применяется флюгельгорн . Тембр Альтовой Трубы крайне специфичен, поэтому она используется довольно редко и никак не для продления диапазона вниз (это слишком дорогое удовольствие, кроме того в музыке не соответствующего содержания она претит, так как отличается по тембру от обычной трубы). Крайне резкий, очень сильный (это самый сильно звучный медный духовой инструмент), невероятно страстный, почти обжигающий, ее тембр отчасти напоминает тембр низкого женского голоса (контральто). Как ни странно она хорошо звучит и в высоком регистре, почему отдельные трубачи имитируют ее тембр на обычной трубе, используя всего лишь специальную внешнюю сурдину планжер (эллингтоновский), и особую постановку губ для расширенного вибрато (отчего она стала очень редким инструментом). Ее форте громоподобно, а в пиано доступны нюансы тончайшего томления. В связи с тембром ее область ограничена - трагическая любовная лирика, патетические восклицания, образы бурных (иногда даже роковых) страстей, апофеоза радости, добытого кровью. Вообще ее сфера - драматическая (преимущественно любовная) лирика. В маршах и вальсах она звучала бы смешно и дико.
    • Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Ее широкому употреблению препятствует во первых ее строение, из-за чего не ней играет тромбонист тромбон - исполнитель на инструменте, схожем с ней по регистру и строению. Однако по тембру она сильно отличается и от тенорового тромбона и даже от трубы. Ее тембр еще более специфичен, чем тембр альтовой трубы и ей тем более трудно найти достойное применение (это вторая причина редкости этого инструмента). Бас Труба сконструирована по заказу Вагнера, но в других строях и форме. Сразу же использована как характерный тембр в операх цикла "Кольцо Нибелунга". Усовершенствована по заказу Рихарда Штрауса и использована им (современная форма, не изменившаяся до наших дней). Ее тембр, суровый и страшный, пригоден для самых трагических образов, величественных монологов, зловещих фанфар, образов страданий. Сила звука выше чем у всех тромбонов, но не достигает силы и Альтовой, и даже малой трубы (но бас труба сильнее обычной сопрановой трубы). В духовых оркестрах на басовой трубе играет не тромбонист, а теноргорнист (так как ему легче овладеть вентильной техникой, а тесситура теноргорна и тромбона схожи).

    Репертуар

    Несмотря на то, что хроматические трубы, способные исполнять мелодические линии без ограничений, появились только в начале XIX века, существует большое количество сольных произведений, написанных для натуральных инструментов , которые в настоящее время исполняются на малой трубе.

    Сольные сочинения

    Хроматическая труба

    • Йозеф Гайдн Es-dur
    • Иоганн Гуммель - Концерт для трубы с оркестром E-dur (часто исполняется в Es-dur)
    • Александра Пахмутова - Концерт для трубы с оркестром (1955)
    • Альберт Лорцинг - Интродукция и вариации для трубы с оркестром B-dur
    • Джордже Энеску - «Легенда» для трубы и фортепиано
    • Сергей Василенко - Концерт для трубы с оркестром
    • Александр Гедике - Концерт для трубы с оркестром; Концертный этюд для трубы и фортепиано
    • Малькольм Арнольд - Фантазия для трубы и фортепиано
    • Александр Арутюнян - Концерт для трубы с оркестром As-dur
    • Мечислав Вайнберг - Концерт для трубы с оркестром
    • Пауль Хиндемит - Соната для трубы и фортепиано; Концерт для трубы и фагота с оркестром
    • Анри Томази - Концерт для трубы с оркестром; Триптих
    • Борис Блахер - Концерт для малой трубы с оркестром
    • Алан Хованесс - «Молитва Св. Григория» для трубы и струнного оркестра; «Вернитесь и возродите заброшенные селения» концерт для трубы и духовых инструментов
    • Родион Щедрин - Концерт для трубы с оркестром

    Натуральная труба

    • Иоганн Себастьян Бах - Бранденбургский концерт № 2 F-dur
    • Михаэль Гайдн - Концерт D-dur
    • Иоганн Мольтер - три концерта
    • Леопольд Моцарт - Концерт
    • Георг Филипп Телеман - Концерт для трубы и струнных D-dur
    • Джузеппе Торелли - Соната для трубы и струнных D-dur

    Соло в оркестре

    • Иоганн Себастьян Бах - Бранденбургский концерт № 2 F-dur; Месса h-moll; Рождественская оратория; Магнификат; Сюита для оркестра № 3 D-dur
    • Бела Барток - Концерт для оркестра (части I, II и V)
    • Людвиг ван Бетховен - увертюры «Леонора» № 2 и № 3
    • Иоганнес Брамс - Академическая праздничная увертюра; Симфония № 2
    • Аарон Копленд - балеты «Тихий город» и «Родео»
    • Клод Дебюсси - «Море»; «Празднества»
    • Джордж Гершвин - «Американец в Париже»; Концерт F-dur (II часть)
    • Густав Малер - Симфонии № 1 (часть I), № 2 (части I, II, III, V), № 3 (соло за сценой), № 5 (части I, III, V)
    • Модест Мусоргский (в оркестровке Мориса Равеля) - Картинки с выставки («Прогулка», «Два еврея»)
    • Морис Равель - Концерт для фортепиано с оркестром G-dur (части I и III)
    • Отторино Респиги - симфоническая сюита «Пинии Рима» (части I, II и IV)
    • Николай Римский-Корсаков - сюита «Шехерезада» (части III и IV); Испанское каприччио (часть IV)
    • Александр Скрябин - Симфония № 3 («Божественная поэма»); «Поэма экстаза»; «Прометей»
    • Дмитрий Шостакович - Концерт для фортепиано с оркестром № 1 c-moll (с солирующей трубой)
    • Рихард Штраус - «Альпийская симфония»; симфонические поэмы «Дон Жуан» и «Жизнь героя»
    • Игорь Стравинский балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», опера «Соловей»
    • Пётр Ильич Чайковский - симфонии № 4 (вступление), № 5 (части I и IV) № 6 (III часть); Итальянское каприччио (корнет), балет «Лебединое озеро» (Неаполитанский танец - корнет)
    • Джузеппе Верди - опера «Аида»

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • . Архивировано из первоисточника 27 сентября 2007.
    • От Древнего мира до XX века . Архивировано
    • Устройство трубы . Архивировано из первоисточника 6 февраля 2012.

    Основные сведения Авлос - древний духовой деревянный музыкальный инструмент. Авлос считается далёким предшественником современного гобоя. Был распространён в Передней Азии и Древней Греции. Исполнитель обычно играл на двух авлосах (или двойном авлосе). Игра на авлосе применялась в античной трагедии, при жертвоприношении, в военной музыке (в Спарте). Сольное пение в сопровождении игры на авлосе называлось авлодией.


    Основные сведения Английский рожок - духовой деревянный музыкальный инструмент, представляющий собой альтовый гобой. Своё название английский рожок получил из-за ошибочного применения французского слова anglais («английский») вместо правильного angle («изогнутый углом» - по форме охотничьего гобоя, от которого и произошёл английский рожок). Устройство По устройству английский рожок схож с гобоем, но имеет больший размер, грушевидный раструб


    Основные сведения Бансури - древний индийский духовой деревянный музыкальный инструмент. Бансури представляет собой поперечную флейту, изготовляемую из цельного куска бамбука. Имеет шесть или семь игровых отверстий. Распространён бансури в Индии, Пакистане, Бангладеше и Непале. Бансури очень популярен у пастухов и является частью их обычаев. Его можно увидеть также в буддистской живописи около 100 года нашей


    Основные сведения Бас-кларнет (итал. clarinetto basso) - духовой деревянный музыкальный инструмент, басовая разновидность кларнета, появившаяся во второй четверти XIX века. Диапазон бас-кларнета - от D (ре большой октавы; на некоторых моделях диапазон расширен вниз до B1 - си-бемоль контроктавы) до b1 (си-бемоль первой октавы). Теоретически возможно извлечь и более высокие звуки, но они не применяются.


    Основные сведения Бассетгорн - духовой деревянный музыкальный инструмент, разновидность кларнета. Бассетгорн имеет такое же устройство, что и обычный кларнет, однако большую длину, из-за чего звучит ниже. Для компактности трубка бассетгорна слегка изогнута у мундштука и у раструба. Помимо этого, инструмент снабжён несколькими дополнительными клапанами, расширяющими его диапазон вниз до ноты до (по написанию). Тембр бассетгорна


    Основные сведения, история Блокфлейта - духовой деревянный музыкальный инструмент из семейства свистковых духовых инструментов, таких как свирель, окарина. Блокфлейта - разновидность продольной флейты. Блокфлейта известна в Европе с XI века. Она была широко распространена в XVI-XVIII веках. Использовалась как сольный инструмент, в ансамблях и оркестре. Для блокфлейты писали А. Вивальди, Г. Ф. Телеман, Г. Ф.


    Основные сведения Брёлка - русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент, бытовавший в прежние времена в пастушеской среде, а ныне изредка появляющийся на концертных площадках в руках музыкантов фольклорных ансамблей. Брёлка обладает сильным звуком очень яркого и светлого тембра. Брёлка по своей сути не что иное, как древний вариант гобоя, однако по сравнению с пастушеской жалейкой,


    Основные сведения Вистл - духовой деревянный музыкальный инструмент, кельтская народная дудка. Изготавливаются вистлы, как правило, из жести, но существуют также деревяенные, пластиковые и даже серебрянные варианты инструментов. Вистл очень популярен не только в Ирландии, но и во всей Европе. Большинство вистлов, однако, делается в Англии и Ирландии, они же наиболее популярны среди вистлеров. Вистлы существуют


    Основные сведения Гобой - духовой деревянный музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре - резким тембром. Инструменты, считающиеся прямыми предшественниками современного гобоя, известны с античности и сохранились в первозданном виде в разных культурах. Народные инструменты, такие


    Основные сведения Гобой д’амур - духовой деревянный музыкальный инструмент, очень похожий на обычный гобой. Гобой д’амур слегка больше обычного гобоя и, по сравнению с ним, даёт менее напористый и более мягкий и спокойный звук. В семействе гобоев он ставится как меццо-сопрано или альт. Диапазон - от соль малой октавы до ре третьей октавы. Гобой д’амур


    Основные сведения, происхождение Ди (хэнчуй, хэнди - поперечная флейта) - старинный китайский духовой деревянный музыкальный инструмент. Ди - один из наиболее распространённых в Китае духовых инструментов. Предположительно был завезён из Средней Азии в период между 140 и 87 г. до н. э.. Однако, в ходе недавних археологических раскопок были обнаружены костяные поперечные флейты возрастом около


    Основные сведения Диджериду (англ. didjeridoo) - древнейший духовой деревянный музыкальный инструмент аборигенов северной Австралии. Один из самых древних музыкальных инструментов на Земле. Диджериду – европейско-американское название древнейшего музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её называют йедаки (yidaki). Уникальность диджериду состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый


    Основные сведения Дудка - народный духовой деревянный музыкальный инструмент, состоящий из деревянной (чаще бузинной) тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания - мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук. В Украине до настоящего времени сохранилось название сопилка (сопель), в России встречающееся редко, в Белоруссии оно


    Основные сведения Дудук (циранапох) - духовой деревянный музыкальный инструмент, представляет из себя трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён у народов Кавказа. Наиболее популярен в Армении, а также среди армян, проживающих за её пределами. Традиционное название армянского дудука - циранапох, что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева». Музыка


    Основные сведения Жалейка - старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. Жалейка известна также под названием жаломейка. Происхождение, история жалейки Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII


    Основные сведения Зурна - древний духовой деревянный музыкальный инструмент, распространённый у народов Закавказья и Средней Азии. Зурна представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8-9) отверстиями, одно из которых находится на противоположной остальным стороне. Диапазон зурны - около полутора октав диатонического или хроматического звукоряда. Тембр зурны яркий и пронзительный. Зурна находится в близком


    Основные сведения Кавал - пастушеский духовой деревянный музыкальный инструмент. Кавал представляет собой продольную флейту с длинным деревянным стволом и 6-8 игровыми отверстиями. В нижнем конце ствола могут быть ещё до 3-4 отверстия, предназначенных для подстройки и резонирования. Звукоряд кавала - диатонический. Длина кавала достигает 50-70 см. Кавал распросранён в Болгарии, Молдавии и Румынии, Македонии, Сербии,


    Основные сведения, устройство Камыль - адыгейский духовой деревянный музыкальный инструмент, традиционная адыгская (черкесская) флейта. Камыль представляет собой продольную флейту, сделанную из металлической трубки (чаще всего - из ружейного ствола). В нижней части трубки имеются 3 игровых отверстия. Возможно, изначально инструмент изготовлялся из тростника (на что указывает название). Длина камыля составляет около 70 см. Звукоряд камыля


    Основные сведения Кена (исп. quena) - духовой деревянный музыкальный инструмент - продольная флейта, используемая в музыке Андского региона Латинской Америки. Кена обычно изготавливается из тростника, меет шесть верхних и одно нижнее игровое отверстие. Как правило, кена делается в строе G (соль). Флейта кеначо представляет собой вариант кены с более низким звуком, в строе D (ре).


    Основные сведения Кларнет - духовой деревянный музыкальный инструмент с одинарной тростью. Кларнет был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет


    Основные сведения Кларнет д’амур (итал. clarinetto d’amore) - духовой деревянный музыкальный инструмент. Устройство Подобно видовому инструменту, кларнет д’амур имел одинарную трость и цилиндрическую трубку, однако ширина этой трубки была меньше, чем у обычного кларнета, звуковые отверствия также были более узкими. Кроме того, часть трубки, к которой прикреплялся мундштук, была слегка изогнута для компактности - корпус


    Основные сведения Колюка - духовой деревянный музыкальный инструмент - древнерусская разновидность продольной обертоновой флейты без игровых отверстий. Для изготовления колюки используют высохшие стебли зонтичных растений - борщевик, пастушья дудка и другие. Роль свистка или пищика выполняет язык. Высота звука достигается за счет передува. Для изменения звука также используется нижнее отверстие трубки, которое зажимается пальцем либо


    Основные сведения Контрафагот - духовой деревянный музыкальный инструмент, разновидность фагота. Контрафагот - инструмент такого же типа и устройства, что и фагот, но с большим вдвое столбом заключённого в нём воздуха, отчего звучит на октаву ниже фагота. Контрафагот является самым низким по звучанию инструментом группы деревянных духовых и исполняет в ней контрабасовый голос. Названия контрафагота на


    Основные сведения Кугиклы (кувиклы) - духовой деревянный музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты Пана. Устройство кугикл Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т.д., дном служил узел ствола. В наше время используются пластмассовые, эбонитовые


    Основные сведения Курай - национальный башкирский духовой деревянный музыкальный инструмент, похожий на флейту. Популярность курая связана его тембровым богатством. Звучание курая поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Основная и традиционная особенность игры на курае - это умение играть грудным голосом. Легкий свист прощается только начинающим исполнителям. Профессионалы исполняют мелодию


    Основные сведения Мабу - традиционный духовой деревянный музыкальный инструмент жителей Соломоновых островов. Мабу представляет собой деревянную трубу с раструбом, выдалбливаемую из отрезка ствола дерева. К верхнему концу прикреплялась половинка кокосового ореха, в которой проделывалось игровое отверстие. Крупные экземпляры мабу могли достигать до метра в длину при ширине раструба около 15 см и толщине стенок около


    Основные сведения Мабу (мапу) - традиционный тибетский духовой деревянный музыкальный инструмент. В переводе с носу «ма» означает «бамбук», а «бу» — «свирель«, «тростниковая флейта«. Мабу имеет бамбуковый ствол с одинарным подрезным язычком. В стволе флейты проделано 8 игровых отверстий, 7 верхних, одно — нижнее. На конце ствола находится небольшой роговой раструб. Мабу также иногда делается


    Основные сведения, характеристики Малый кларнет (кларнет-пикколо) - духовой деревянный музыкальный инструмент, разновидность кларнета. Малый кларнет имеет такое же устройство, что и обычный кларнет, но меньшие размеры, отчего звучит в более высоком регистре. Тембр малого кларнета резковатый, несколько крикливый, особенно в верхнем регистре. Как и большинство других инструментов семейства кларнетов, малый кларнет является транспонирующим и применяется


    Основные сведения, устройство Най - молдавский, румынский и украинский духовой деревянный музыкальный инструмент - продольная многоствольная флейта. Най состоит из 8-24 трубок разной длины, укреплённых в дугообразной кожаной обойме. От длины трубки зависит высота звука. Звукоряд ная диатонический. На нае исполняются народные мелодии различных жанров - от дойны до танцевальных мотивов. Наиболее известные молдавские наисты:


    Основные сведения Окарина - древний духовой деревянный музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Название «окарина» в переводе с итальянского языка означает «гусёнок«. Окарина представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Обычно выполнена окарина в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла. По


    Основные сведения Пинкильо (пингульо) - старинный духовой деревянный музыкальный инструмент индейцев-кечуа, тростниковая поперечная флейта. Пинкильо распространён среди индейского населения Перу, Боливии, Северной Аргентины, Чили, Эквадора. Пинкильо является предком перуанской кены. Пинкильо изготавливается из тростника, по традиции срезаемого «на рассвете вдали от посторонних глаз». Имеет 5-6 боковых игровых отверстий. Длина пингульо 30-32 см. Диапазон пингульо около


    Основные сведения, применение Поперечная флейта (или просто флейта) - духовой деревянный музыкальный инструмент сопранового регистра. Названия поперечной флейты на разных языках: flauto (итальянский); flatus (латинский); flute (французский); flute (английский); flote (немецкий). Флейте доступна самая разнообразная техника исполнения, ей часто поручается оркестровое соло. Поперечная флейта применяется в симфоническом и духовом оркестрах, а также, наряду с кларнетом,


    Основные сведения Рожок русский - духовой деревянный музыкальный инструмент. Русский рожок имеет разные названия: помимо «русский» — «пастушеский«, «песенный«, «владимирский«. Название «владимирский» рожок приобрёл сравнительно недавно, в конце XIX века в результате успеха, который имели выступления хора рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева из Владимирской области. Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные,


    Основные сведения Саксофон (Sax - фамилия изобретателя, phone - звук) - духовой деревянный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. Адольф Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент


    Основные сведения Свирель - древний русский духовой деревянный музыкальный инструмент типа продольной флеты. Происхождение, история свирели Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа — свирель, сопель и цевница. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады


    Основные сведения Сулинг - индонезийский духовой деревянный музыкальный инструмент, продольная свистковая флейта. Сулинг состоит из бамбукового цилиндрического ствола, длиной около 85 см и снабжён 3-6 игровыми отверстиями. Звук сулинга очень нежный. Обычно на этом инструменте исполняются печальные мелодии. Сулинг используется как сольный и как оркестровый инструмент. Видео: Сулингна видео + звучание Благодаря этим видео Вы


    Основные сведения, устройство, применение Сякухати - духовой деревянный музыкальный инструмент, продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайское название флейты сякухати - чи-ба. Стандартная длина флейты сякухати - 1,8 японских футов (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как «сяку» - значит «фут», а «хати» - «восемь».


    Основные сведения Тилинка (теленка) - молдавский, румынский и украинский народный духовой деревянный музыкальный инструмент, представляющий собой открытую трубку без игровых отверстий. Тилинка распространена в деревенском быту, чаще всего используется народами, живущими возле Карпатских гор. Звук тилинки зависит от того, насколько музыкант закроет пальцем открытый конец трубки. Переход между нотами осуществляется засчет передува и закрыванием/открыванием противоположной

    Относится к духовым музыкальным инструментам. Среди медных духовых он самый высокий по звучанию. Материалом для изготовления труб служит медь или латунь, иногда их делают из серебра и др. металлов. Инструменты, подобные трубе, были известны человеку с древних времен. Уже в период античности была известна технология изготовления трубы из цельного листа металла. В странах древнего мира и значительно позже, на протяжении многих столетий, труба играла роль сигнального инструмента. В эпоху Средневековья в армиях существовала специальная должность трубача, который с помощью сигналов передавал приказы командующего тем войсковым частям, которые находились на значительном удалении. Существовал специальный отбор людей, которых в дальнейшем обучали игре на трубе. В городах имелись башенные трубачи, которые своим сигналом оповещали горожан о приближении кортежа с высокопоставленной особой, смене времени суток, приближении войск неприятеля, пожаре или других событиях. Ни один рыцарский турнир, праздник, праздничные шествия не обходились без звучания труб, подававших сигнал о начале торжественных мероприятий.

    Золотой век трубы

    В эпоху Возрождения технология изготовления труб становится более совершенной, растет интерес композиторов к этому инструменту, партии труб включают в оркестр. Золотым веком для инструмента многие специалисты считают период барокко. В эпоху классицизма на первый план выходят мелодические, романтичные линии, натуральные трубы уходят далеко в тень.
    И только в 20-м столетии, благодаря улучшению конструкции инструмента, потрясающему мастерству трубачей, труба часто выступает как сольный инструмент в оркестрах. Она придает звучанию оркестра необыкновенную приподнятость. Благодаря яркому, блестящему тембру инструмента его начинают использовать в джазе, ска, эстрадном оркестре, других жанрах. Всему миру известны имена выдающихся сольных трубачей, филигранное мастерство которых будет всегда потрясать человеческие души. Среди них: гениальный трубач и вокалист Луи Амстронг, легендарный Андре Морис, выдающийся российский трубач Тимофей Докшицер, потрясающий мастер игры на трубе канадец Йенес Линдеманн, виртуозный исполнитель Сергей Накаряков и многие другие.

    Устройство и разновидности трубы

    По сути, труба является длинной цилиндрической формы трубкой, изогнутой в вытянуто-овальную форму для компактности. Правда, у мундштука она немного сужается, у раструба — расширяется. При изготовлении трубы очень важно правильно рассчитать степень расширения раструба и длину трубы. Для понижения звука имеется три вентиля, у некоторых разновидностей (труба-пикколо) — четыре. Механизм вентилей позволяет менять длину столба воздуха в трубе, что вместе со сменой положения губ позволяет получать гармонические созвуки. При извлечении звука важны игровые качества мундштука. При игре на трубе инструмент поддерживают слева, правой рукой нажимают вентили. Отсюда, труба называется правосторонним инструментом. Сегодня большинство групп играют на трубах, выполненных в строе си-бемоль, длиной 4,5 футов. Среди разновидностей имеются: редко используемая сегодня альтовая труба; вышедшая из употребления с середины 20 века басовая; малая (труба-пикколо), переживающая сегодня новый подъем.

    Похожие статьи