• Выжигать по дереву в домашних условиях. Выжигание по дереву

    14.02.2024

    Выжигать по дереву безумно интересно - это популярное домашнее хобби для людей разной возрастной категории. Опытные пирографисты рисуют эксклюзивные картины и создают невероятные шедевры. Дети с удовольствием учатся выжигать по дереву геометрические фигуры и разных животных. Сама технология выжигания известна давно и достаточно проста, однако новичкам в этом деле придется проявить немного терпения и усидчивости, чтобы разобраться в основных принципах работы с электровыжигателем, а также изучить доступные способы нанесения орнамента или изображения на деревянную заготовку.

    Выжигание по дереву для начинающих начинается с освоения базовых практических навыков и теории, которая включает также и правила техники безопасности при работе с пирографом (особенно это касается детей). Прежде чем приступить к творчеству, необходимо правильно подготовить рабочее место и запастись дополнительными материалами. Рассмотрим наиболее важные моменты в процессе выжигания, которые обязан знать каждый пирографист.

    Как выжигать по дереву для начинающих

    Одно из развлечений детства - выжигание на деревянной заготовке. Чтобы избежать типичных ошибок в процессе работы, желательно ближе познакомиться с тонкостями данного вида творчества. Начинающие пирографисты интересуются, как узоры при помощи пайки выжечь и можно ли выжигать паяльником? Для максимально комфортного и безопасного выжигания по дереву нужно использовать только электрический пирограф петличного или паяльникового типа - классический паяльник для этих целей явно не подойдет.

    Кроме этого, правильно подбирайте деревянную заготовку, на которой будете выжигать рисунок или узор. Отдавайте предпочтение светлым и мягким породам древесины, у которых температура возгорания более 230–250℃. Опытные пирографисты сходятся во мнении, что из всего изобилия «расходных» материалов в интернете возможно только использовать липу, березу или осину. Для пробных работ подойдет мебельная фанера.

    Первые рисунки на деревянной заготовке лучше выжигать маленькими точками, используя выжигательный паяльник петличного типа. Этот вариант подойдет для детей. Если любите экспериментировать, выбирайте компактный аппарат по выжиганию с твердым пером. При необходимости можно изменить «стиль» узора или изображения при помощи сменных насадок. В отличие от выжигателей с петлей, здесь толщина линии регулируется степенью нажатия на ручку.

    Подготовка, доводка полотна перед выжиганием

    Вид древесины для новичков в пирографии (чтобы нарисовать рисунки), а также «характер» изображения - это главное, с чем нужно определиться перед началом работ. Рельефные орнаменты лучше выжигать на твердых поверхностях, а гладкие рисунки - на мягких породах древесины. При этом любая поверхность, независимо от типа выжигаемого рисунка, должна быть ровной. Самый простой способ добиться нужного эффекта - обработать поверхность мелкой наждачной бумагой.

    Кроме фанерной доски или другой деревянной заготовки, на которой будете выжигать, необходимо также заранее приготовить для работы следующие инструменты и материалы: карандаш, скотч, кнопки и другие канцелярские принадлежности, стандартная копировальная бумага или трафарет, металлическая подставка под ручку прибора. Пригодятся и латунные насадки, которые всегда держать лучше под рукой. Для выжигателей по дереву петличного типа купите нихромовую проволоку разного диаметра (0.3-1,5 мм), из которой можно делать запасные петли.

    Пошаговая инструкция для начинающих

    Запомните главное правило - чем ровнее поверхность заготовки, тем легче будет выжигать. Помимо этого, научитесь переносить изображение с эскиза на готовые дощечки при помощи копировальной бумаги черного цвета (кальки) или используя полупрозрачную папирусную бумагу. Как вариант, можно применять трафареты или обводить рисунок канцелярским ножом, аккуратно надавливая на линии изображения - по полученной бороздке легче вести жало выжигателя. Не поленитесь освоить технику выжигания по дереву, которая подробно описана в инструкции к прибору.

    Чтобы лучше разобраться, как правильно работать с пирографом, посмотрите на досуге мастер класс по выжиганию в интернете. Обучающие видеоролики можно найти на YouTube. В процессе первых работ своими руками не торопитесь выжигать сложные графические элементы - начните с геометрических фигур и простых силуэтов. Для максимально продуктивной работы вам потребуются следующие навыки: усидчивость, аккуратность и внимательность. Не забывайте, что вы работаете с электроинструментом, поэтому соблюдайте осторожность.

    Инструкция для начинающих пирографистов:

    — Подберите удобное рабочее место. Желательно работать за столом с наклонной поверхностью, чтобы доска фанеры располагалась под углом 30–35 градусов относительно глаз. Прибор для выжигания и вспомогательные аксессуары должны располагаться «в шаговой» доступности, чтобы не тянуться за ними через весь стол.

    — Начинайте выжигать рисунок с внешних линий. После этого переходите на основную часть узора или рисунка. К работе над второстепенными фрагментами приступайте в последнюю очередь. Обратите внимание, что выжигание картины лучше проводить поэтапно - в нескольких участках «полотна» поочередно.

    — После завершения основных работ при желании рисунок можно раскрасить яркими акварельными красками или покрыть бесцветным лаком. Края фанерной дощечки лучше сразу зашкурить мелкой наждачкой, чтобы случайно не пораниться.

    Непосредственно к процессу выжигания можно приступать после того, как паяльный элемент нагреется до нужной температуры. В современных моделях пирографов о готовности прибора к работе сигнализирует встроенный светодиодный индикатор. Если латунная насадка или нихромовая проволока не прогреваются должным образом, это указывает на неисправность трансформатора. Таким инструментом детям лучше не работать. Не забывайте периодически отключать пирограф от электросети.

    Чтобы получить линии и штрихи разной толщины, регулируйте интенсивность прожига. Для тонких линий ведите ручку инструмента плавно, но быстро. Чтобы получить красивые толстые штрихи или сделать на рисунке эффект тени, выжигайте медленно. Помимо этого, можно регулировать насыщенность оттенка при помощи увеличения температуры пера. Но помните, что при большом накале спираль часто перегорает.

    Все помнят одно из развлечений детства - выжигание по дереву картинки или портрет. И запах выжигаемого дерева остался в памяти навсегда. Все возвращается на круги своя. Сегодня это называется пирография, и снова входит в моду. Компьютеры компьютерами, а многим детям хочется проявить свою индивидуальность другим образом. Да не только детям, что уж говорить. Вспомним, как это делается и что для этого нужно. Ниже прилагается вся информация для начинающих и не только.

    Все помнят одно из развлечений детства - выжигание по дереву

    Выжигательный аппарат (пирограф) - главное оборудование. Раньше это была пластиковая коробочка (обычно - желтая) с небольшим паяльничком внутри, у которого наконечник был похож на канцелярскую скрепку видом и толщиной. Сегодня, когда это искусство возвращается, выжигательная машинка представляет более серьезный прибор. Есть и аппараты старого типа, но, все-таки лучше приобретать выжигатель с твердыми перьями. Его хватит надолго, поскольку он отличается высокой прочностью, да и разных насадок у него много.

    Минусы тоже есть:

    • долгий нагрев - долгое охлаждение;
    • иногда - неудобные (греющиеся) рукоятки;
    • возможность перегорания, при долгой работе.

    У проволочных выжигателей минусы серьезней:

    • большая стоимость;
    • дорогой ремонт;
    • частая замена тонких игл;
    • трудность в поиске запчастей.

    Выбор выжигателя - чисто индивидуальное решение. Но большинство выбирает первый вариант. Порекомендовать можно пирограф Stayer. Отличный выжигатель, подходящий для всех материалов.

    Как пользоваться аппаратом? Данный выжигательный аппарат удобно располагается в пластиковой коробке, чем удобен для транспортировки. В комплекте есть подставка для паяльника (что очень важно), набор насадок из 20 штук (постоянно необходимые и фигурные). В общем, отличный подарок и начинающему пирографисту и профессиональному. Далее потребуется набор для выжигания по дереву. Это будет дешевле и проще, чем заниматься самостоятельным поиском нужных подручных средств. Там хватит материала на первое время. Выглядят наборы примерно так:

    В хорошем наборе несколько досок, некоторые - с готовыми эскизами. Еще нужны рисунки, которые найти не проблема. Для начала - они опять же есть в наборе для выжигания.

    Галерея: выжигание по дереву (поделки — 25 фото)



















    Урок и техника по выжиганию — мастер класс для новичков (видео)

    Подготовка и выжигание по дереву паяльником: технология красоты

    Подготовив нужное оборудование, определитесь с материалом. Лучше остановиться на мягких породах дерева.

    Хорошо подходят:

    • сосна;
    • липа;
    • береза;
    • ясень;
    • клен.

    Подготовив нужное оборудование, определитесь с материалом

    Нужно дать прибору нагреться на подставке. Затем взять правильно отшлифованный материал. Помните:

    1. Шлифовать необходимо по волокну - так уйдут все неровности и шероховатости.
    2. После шлифовки обязательно нужно пройтись по материалу влажной тряпкой. Обязательно дайте материалу высохнуть.
    3. Далее необходимо аккуратно нанести эскиз на поверхность подготовленного материала карандашом, легкими штрихами.

    Начав работу, забудьте про торопливость: никто не ставит задачу выполнения на скорость. Это небыстрый процесс. Как и любое искусство, требует тщательности и доставляет огромное удовольствие от проделанной работы.

    1. Эскиз, если вы плохо рисуете сами, нанесите на поверхность с помощью копирки.
    2. Наносить рисунок на подготовленную поверхность уже паяльником нужно с одинаковым усилием - так на нем не будут присутствовать пробелы.
    3. Не передерживайте раскаленную иглу на одном месте - дерево потемнеет сильней, чем в других местах. Это может испортить окончательный вид.
    4. Держите материал волокнами вниз - так по нему будет легче идти игла, не встречая препятствий и сопротивления.

    Будьте всегда осторожны и помните: вы работаете с горячим инструментом. Держите его всегда на подставке: лучше лишний раз подуть на воду, но не обжечься.

    Как правильно выжигать на дощечках: рождение первых шедевров

    Как и говорилось, для этого потребуется следующий инструмент:

    • эскиз (он может быть любым, какой больше понравится);
    • дощечки (сосна, липа, береза, ясень, клен);
    • огнеупорная подставка под пирограф (обязательно!);
    • пирограф.

    В зависимости от необходимости и особенностей рисунка меняйте насадки, которые всегда держите под рукой

    1. Подготовить дощечку. Зачистить ее мелкой шкуркой. Натереть водно-меловым раствором. Дать дощечке высохнуть (выжигать можно только когда материал будет сухим).
    2. Перенести на дощечку выбранный эскиз.
    3. Включить пирограф. Дождаться пока перо накалится и покраснеет.
    4. Далее с одинаковым нажимом вести пером по контуру и всем элементам эскиза, чтобы появлялась четкая темно-коричневая полоса (или - черная, если хотите).
    5. Выжигание закончено, когда будут прорисованы все части эскиза, и он превратится в полноценный рисунок.

    В зависимости от необходимости и особенностей рисунка меняйте насадки, которые всегда держите под рукой. Эта технология для начинающих позволяет быстро научиться мастерству пирографии.

    Выжигаем на фанере: самый простой способ

    Процесс выжигания на фанере не сильно отличается от пирографии по толстой доске. Приобрести фанерные листы легко на любом строительном рынке. Можно попросить, и ее разрежут на куски, нужного размера. Фанера меньше весит и стоит дешевле, чем другие материалы. В ней отсутствуют вредные смолы. Выбирать нужно фанеру из березы, сосны, бука, толщиной не более 2 сантиметров.

    После выбора фанеры процесс идет по уже приведенной схеме.

    1. Фанеру необходимо зачистить. Намочить раствором мела и воды. Дать фанере высохнуть.
    2. За время просушки надо выбрать эскиз, карандаш, копировальную бумагу.
    3. Как только фанера высохнет - начинайте переносить эскиз на фанеру.
    4. Включите пирограф - он должен обязательно стоять на подставке.
    5. После того, как пирограф раскален, а эскиз перенесен на фанеру, начинайте работу.

    Процесс выжигания на фанере не сильно отличается от пирографии по толстой доске

    Самому, соблюдая эту простую технологию, можно выжечь все, что угодно: от простой надписи до настоящей картины. Сделать это легче, чем кажется.

    Какие насадки лучше приобретать

    Достаточно приобрести для начала набор насадок. Вот так выглядит отличный набор, опробованный опытным путем.

    Порядок работы с электровыжигателем

    Выжигание рисунков, картин или орнаментов на фанере нужно делать в следующей последовательности.
    Выбираем понравившийся нам рисунок из книги или журнала, в нашем случае это будет царевна-лягушка.

    Вырезаем фанерку нужного размера (если размер рисунка маленький, то толщина фанеры большой роли не играет, но если же рисунок равен или больше формата А4, то фанерку нужно брать толщиной не менее 8 мм, чтобы будущую работу не извело).

    Берем наждачную бумагу, с зерном средней величины, основа наждачной бумаги для нас значения не имеет.

    И тщательно защищаем рабочую поверхность фанерки, то есть ту сторону, на которой будет наш рисунок. Старайтесь водить наждачной бумагой вдоль волокон древесины (как показано на фото), отшлифованная таким образом фанерка будет иметь мягкий ровный матовый вид. Поперечные же движения наждачной бумаги создадут борозды на поверхности фанеры, которые будут особенно видны при окончательной отделке работы лаком. Следы круговых движений так же будут видны под лаком, отчего работа будет выглядеть неаккуратной.

    Накладываем кальку на наш рисунок в книге и закрепляем её двумя зажимами, чтобы в процессе перевода рисунка она не сбилась.


    Мягким карандашом обводим рисунок по контуру.

    Когда весь рисунок будет обведен, освободим кальку от зажимов, теперь мы имеем копию рисунка на кальке и совершенно не тронутый оригинал рисунка в книге.

    Берём лист копировальной бумаги.


    Подкладываем под кальку с рисунком и с помощью зажимов закрепляем в нужном месте на лицевой части фанерки.

    Теперь карандашом или шариковой ручкой обводим контур рисунка на кальке.

    Убедившись в том, что весь рисунок с копирован на фанерку, снимаем зажимы, убираем кальку с копиркой, и перед нами на фанерке готовый рисунок для выжигания.

    Для выжигания рисунка нужен выжигатель. Выжигатели бывают разных конструкций, но в большинстве своем это раскаленная часть проволоки или термоэлемента закрепленная в держатель с ручкой, через которую проходит провод от электронного блока или электрической розетки (если термоэлемент работает от сети на 220 вольт).

    Электрические выжигатели в нашем магазине представлены тремя видами. Два вида – это классический выжигатель с электронным блоком.

    И один универсальный прибор для выжигания, пайки и резки фирмы STAYER 3-в-1.

    Мы возьмём для работы выжигатель STAYER как наиболее современный и интересный.
    Распакуем его, аккуратно отогнув две скобки и раскрыв, как книгу желтой стороной описания держа вверх, чтобы не высыпать содержимого упаковки.

    В одном из углублений упаковки лежит три насадки для выжигания по дереву

    В другом углублении насадка для выжигания короткая и цанговый зажим с ножом для резки пенопласта и пластмассы.

    В самом нагревателе прибора ввернуто жало паяльника. Убираем картонку, и взяв в руки прибор находим под ним специальную металлическую пластину, выгнув центральный лепесток, которой получаем подставку для выжигателя.

    Устанавливаем на неё выжигатель (предварительно заменив жало паяльника на короткую насадку для выжигания). Насадку нужно плотно с усилием ввернуть в нагреватель, чтобы она не болталась, и имела хороший тепловой контакт.

    Включаем вилку выжигателя в сетевую розетку, при этом укладываем провод так, чтобы случайно не сбросить выжигатель с подставки, так как через некоторое время он нагреется довольно сильно. Будьте осторожны.
    Внимание! Всегда держите выжигатель на подставке, даже если он не включен!

    После того как, выжигатель нагрелся, начните выжигать приготовленный на фанерке рисунок. Первый раз будет не совсем аккуратно, но к концу работы у вас появится уверенность и некоторая техника работы, вы почувствуете с какой силой нужно нажимать на жало выжигателя при обводке контура рисунка вдоль волокон и поперек волокон фанерки. Это словами не объяснить, это надо почувствовать.

    Закончив выжигание рисунка, кладем выжигатель на подставку, выключаем его из розетки, после того как он остынет заменим насадку выжигателя на фигурную насадку.

    Снова включаем выжигатель и после того, как он нагреется, выжжем несколько звездочек по углам фанерки, для создания контурной рамки.

    Теперь снова поменяйте насадку и продолжите обычное выжигание.
    Внимание! Насадки меняйте, только выключив прибор и остудив его. Не соблюдение этих правил может привести к серьезным ожогам и травмам.

    В конце работы у Вас должна получиться примерно такая картинка на дереве.

    Рисунок конечно у вас будет свой - такой, какой вы выбрали сами. Теперь вы можете смело выжигать любые понравившиеся вам картинки, у Вас получится. На следующих занятиях мы покажем Вам, как придать выжженому рисунку законченный вид.

    Приготовьте необходимые инструменты. Для того чтобы заняться пирографией, для начала вам понадобится набор базовых инструментов. После того, как вы выполните несколько рисунков, вам, возможно, захочется расширить данный набор, хотя следующих инструментов будет достаточно:

    Подберите приемлемый кусок дерева для пирографии, лучше переверните деревянную поверхность более гладкой стороной вверх. Жесткость дерева варьируется по шкале от 1 до 10, где 1 – самое мягкое дерево (например, бальза), а 10 – самое жесткое (например, птерокарпус). Если вы только начинаете выжигать, лучше выберите мягкое дерево. Жесткое дерево стоит дорого, термостойко и обычно темного цвета. С другой стороны, мягкое дерево дешевле, на нем легко выжигать, оно светлее, что позволяет расширить диапазон контрастов. Попробуйте использовать следующие разновидности мягкого дерева:

    • Сосна
    • Береза
    • Ясень
  • Аккуратно возьмите прибор для выжигания по дереву. Прибор нагревается очень быстро, поэтому «прежде» чем начать работать с прибором, положите его на безопасную подставку. «Всегда кладите и снимайте паяльник плоскогубцами». Подождите две минуты или более, чтобы дать прибору нагреться. Пока прибор нагревается, держите его на подставке или в глиняном горшке, чтобы избежать возможности внезапного возгорания.

    Отшлифуйте дерево перед тем, как начать. Возьмите наждачную бумагу №320, оберните ее вокруг деревянного блока или прикрепите к шлифовальному бруску и равномерно отшлифуйте всю поверхность дерева. Части деревянной поверхности постепенно станут отчетливее и тверже, в результате поверхность должна получиться гладкой.

    • В процессе шлифовки обрабатывайте дерево по волокну. Структура дерева – это направленность древесного волокна. Обработка дерева по волокну устранит небольшие неровности или царапины, которые могут появиться в результате шлифовки против волокна.
    • Когда вы закончите шлифование, протрите поверхность влажным полотенцем. Это поможет очистить поверхность от стружек и вам будет намного проще нанести эскиз.
  • Наносите легкие штрихи вместо четких линий. Многие новички допускают большую ошибку, когда надавливают на деревянную поверхность слишком сильно, полагая, что это необходимо для того чтобы нарисовать эскиз. Это не так. В действительности, лучше наносить легкие штрихи. Так, вам будет легче направлять карандаш, стирать ненужные линии и исключить возможность выжигания по неверным линиям.

  • Не торопитесь, когда будете выжигать. Вы ведь не собираетесь получить приз за выжигание в рекордно короткие сроки. Выжигание по дереву, вне зависимости от того, какой материал вы используете, – долгий процесс. При ознакомлении с ручкой для выжигания помните:

    • Лучший вариант – постоянное давление на поверхность. Новичкам рекомендуется наносить рисунок с одинаковой силой по всей деревянной поверхности.
    • Чем дольше вы удерживаете ручку для выжигания на одном месте, тем темнее и глубже становится эта область рисунка.
  • Расскажу про свое хобби, которое постепенно переходит в работу) Речь идет о выжигании по дереву, которое постепенно восходит в новый тренд, но до сих пор многими воспринимается как любительские поделки из советсткого детства.

    Как я уже когда-то писала у себя в журнале - выжигание по дереву у многих ассоциируется с уроками труда, хулиганским выжиганием с помощью лупы на скамейках или творческим выходом пап серьезных профессий) Однако сегодня пирография (дословно - рисование огнем) получает все большее и большее распространение, и если задать в поиске определенный запрос, можно увидеть просто шедевры!

    Аппаратов для выжигания сейчас тоже появилось великое множество, цены начинаются от 500 рублей и доходят...В общем, хорошо доходят) Они бывают с постоянной температурой и регулируемой, со сменными насадками и без, отечественного производства и импортные. Я пока обхожусь все тем же, с которого и начала осваивание этой техники - китайский недорогой прибор со сменными насадками.

    Насадок у меня всего пять, и - что печально - докупить дополнительные не получается, нет их, разве что искать б/у.

    И хоть периодически очень хочется поменять прибор на такой же, но с 21 насадкой, на самом деле я понимаю, что это жадность, и в работе я использую в основном одну, ну иногда две. Вот чего на самом деле не хватает - так это тонкой иглы или лезвия.

    Все свои работы я выполняю плоской и в то же врем острой насадкой, такой "лопаткой". С помощью нее можно как рисовать тонкие линии, так и закрашивать большие поверхности.

    Вариантов рисования в этой технике столько же, сколько и простым карандашом: можно рисовать точками, штрихами, можно ограничиться контуром, можно полностью заштриховывать и тонально выделять объем, в общем, кто во что горазд)

    При помощи пирографа можно создавать различные текстуры, опять же - ограничение - только фантазия автора.

    Выжигателем такого плана как у меня, можно делать и достаточно объемную текстуру. При надавливании горячим наконечником на дерево, верхние слои древесины вминаются и закреплются в таком положении. Вот, например, шерсть кошки выполнена именно так:

    И, несмотря на то, что это довольно трудозатратный способ, от которого болят пальцы, он бывает очень даже оправдан. Смотрите - при разном освещении шерсть кошки переливается по-разному и выглядит объемной:

    Очень интересно может выглядеть смешение техник, например, выжигание по дереву и роспись, или морение. Можно выполнять вот такие веселые оранменты или делать имитацию деревянной мозаики.

    Техника, к слову, небыстрая и требует усидчивости и определенной доли умения сосредотачиваться. А еще хочу сказать, что горелое дерево, и особенно фанера из-за содержания клея, не всегда пахнет приятно. А после нескольких часов работы вам может не захотется к ней возвращаться, поэтому над большими работами лучше работать на свежем воздухе)

    А в остальном - это очень интересная техника, достойная внимания. Надеюсь, мой рассказ кому-то пригодится или просто вдохновит) Спасибо за внимание!)

    Похожие статьи
     
    Категории