• Королевское великолепие: Как выглядят снаружи и внутри кареты европейских монархов. Королевское великолепие: Как выглядят снаружи и внутри кареты европейских монархов Пролетка с откидным

    25.04.2024

    Колесные повозки существовали уже во времена доисторические; о них упоминается в самых древних источниках как о предметах общеизвестных. Так, в одном из древнейших стихов Вед употреблено сравнение: "как за конем катится колесо, так оба мира за тобой".

    В Азии повозки употреблялись издавна, одновременно с верховыми и вьючными животными. Греки во времена Гомера пользовались колесницами. Подробности конструкции древних повозок остаются неизвестными; только внешняя форма боевых двухколесных колесниц хорошо изображена на многих сохранившихся барельефах и других изображениях.

    UNGEWITTER, HUGO (1869-c.1944)
    A Noblewoman Alighting her Carriage, signed and dated 1906.

    Нет сомнения ввиду многих мест древних авторов, что и для перевозки грузов издавна употреблялись колесные повозки. Так, Гомер повествует, что Навзикая просила у отца повозку, чтобы везти с подругами на берег моря мыть одежды. Повозки этого рода бывали двух- и четырехколесные: их изобретение Плиний приписывает фригийцам. Колеса такого "plaustrum" были крепко насажены на оси, которые вертелись вместе с ними, как у наших железнодорожных вагонов, в подшипниках, неподвижно прикрепленных к кузову. Такие повозки, очень неповоротливые, и теперь существуют на о-ве Формозе.


    TSERETELLI, ZURAB (B. 1934).

    У древних персов существовала правильно организованная почтовая гоньба; царские гонцы быстро развозили повеления и в других древних государствах, но о правильно организованной перевозке пассажиров на лошадях известно подробнее лишь со времен римлян. Извоз этого рода содержали частные люди (экипаж; "cisium") был двухколесный, с дышлом, наподобие кабриолета, но без рессор, с сиденьем, подвешенным на ремнях. В него влезали со стороны лошадей, а не сзади, как в колесницах; изображения цизиума встречаются уже на этрусских вазах. В таких экипажах ездили очень скоро: по свидетельству Светония, император проезжал в легких "meritoria vehicula" расстояния до 150 в. в сутки.


    В.Серов. Одиссей и Навсикая

    Гораздо больше сведений мы имеем о парадных экипажах римлян. У древних вообще пользование парадными колесницами было привилегий высокопоставленных лиц и жрецов; изображения богов во время процессий тоже возили в особых колесницах. Частные лица присвоили себе это право только во времена упадка нравов, а при империи украшали свои экипажи со всею возможной роскошью. Самый древний тип - "arcera", о нем упоминается в законах двенадцати таблиц; это была четырехколесная открытая тележка; для женщин ее делали на двух колесах. Столь же древни и носилки, которым впоследствии стали придавать такое роскошное устройство, что Цезарь счел нужным издать закон, ограничивающий эту роскошь.


    Гравюра с изображением почтового дилижанса в чёрно-красных цветах почтового ведомства в окрестностях Ньюмаркета (Саффолк) в 1827 году. Сзади виден охранник.

    Несколько позднее был придуман "саrреntum", двухколесный экипаж с полуцилиндрической крышкой, и "carruca", родоначальница современных карет, четырехколесная повозка с покрытым кузовом, приподнятым над ходом на четырех столбиках; сзади было сиденье для двух лиц, а возница сидел спереди, ниже господ, или шел рядом. От галлов римляне заимствовали таратайку с кузовом, плетенным из ивы - "sirpea", а от жителей северного побережья Европы - колесницу "essedum", в которую входили спереди; она служила и для мирных, и для военных целей.


    Сальвадор Дали - Призрачная повозка

    В эпоху переселения народов и в начале средних веков пользование экипажем считалось признаком изнеженности; совершались переезды на коне, а духовные и женщины ездили на ослах. Летописцы этой эпохи лишь весьма редко упоминают об экипажах. Так, Эгингард повествует, что меровингский король Хильперик всюду ездил в римском "саrреntum", запряженном быками; английский епископ св. Эркенвальд в VII в. ездил и проповедовал в колесной повозке, так как был стар и немощен. Только после крестовых походов мода на экипажи начинает возрождаться, но их допускают лишь для торжественных случаев, для высокопоставленных лиц, а обывателям запрещают ими пользоваться.


    «Прибытие почтовой кареты» Буальи Луи-Леопольд

    Повозка - наиболее общее собирательное название различных транспортных средств, приводимых в движение мускульной силой животных, вне зависимости от особенностей конструкции, области и целей применения.

    По области применения повозки делят на пассажирские и грузовые (ранее существовали также военные повозки), по количеству колёс - на двухколёсные (одноосные) и четырёхколёсные (двуосные), а также без колёс - на полозьях.


    Willem de Zwart (1862-1931) - Carriages Waiting (Unknown Year)

    Грузоподъёмность повозки может доходить до 750 кг (для одноосных) и до двух тонн (для двухосных).

    Современные повозки нередко оснащаются пневматическими шинами, а иногда также пневматическими либо гидравлическими тормозами.

    ПАССАЖИРСКИЕ ПОВОЗКИ.

    Типы экипажей.

    Карета - закрытая пассажирская повозка с рессорами. Первоначально кузов подвешивался на ремнях, потом для подрессоривания стали использовать пружины (с начала XVIII века), а с начала XIX века стали использовать рессоры. Наиболее часто использовались для личного пользования,хотя с позднего средневековья в Европе начали использоваться в том числе и в качестве общественного транспорта. Пример - дилижанс, омнибус и шарабан. Самым распространненым видом дилижанса можно считать почтовую карету.

    Слово «карета» пришло в Россию вместе с немецкими каретами, когда, с середины XVII века, они стали в массовом порядке завозиться германскими купцами и становились все популярнее среди московской знати. Наиболее вероятно, что слово употреблялось и ранее наряду с другими распространнеными в то время словами (например «колымага»), к тому же слово использовалось в украинском, старославянском и польском языках.

    (Заимствовано в середине XVII века из польского языка, где kareta < итал. caretta, суф. производного от carro «воз» (из лат. carrus «повозка на четырех колесах»)). Переход с коня (для мужчин) и колымаги (для женщин) на карету для обоих полов символизировал допетровскую европеизацию русского дворянства.

    Дормез - большая карета для дальних поездок со спальными местами.
    ДОРМЕЗОМ (в переводе с французского «спальная») называлась просторная карета со спальными местами, предназначенная для дальних поездок. Такая карета, унаследованная от родителей, была у Л.Н. Толстого, как вспоминал его старший сын, ее везли шесть лошадей. У дорожных экипажей наверху были ВАЖИ, или ВАШИ, – ящики для поклажи, а сзади ГОРБОК, тоже служивший для помещения багажа.


    Паннемакер Адольф. «Пыль взвилась из-под дормеза и малютку скрыла»: Ил. к стихотворению Т.Г. Шевченко «Кобзарь» (перевод Н.В. Гербеля). Гравюра с рис. Н.Н. Каразина. 19 в.

    Дилижанс - большая многоместная пассажирская или почтовая повозка, широко используемая в XIX веке.

    Повозки военные* - придаются полевым войскам для перевозки боевых припасов, запасных вещей и инструментов, необходимых для содержания в исправности материальной части на походе и в бою, провианта, фуража, канцелярских дел, денежной казны, больных, раненых.
    В главных чертах, они состоят из хода, на котором устанавливается кузов или короб повозки; ход образуется из основной рамы, составленной из нескольких продольных грядок, связанных между собою поперечными подушками; к последним прикрепляются оси с колесами.
    Повозки военные* для перевозки предметов первой необходимости следуют вместе с войсками, составляя обоз 1-го разряда; сюда относятся: 1) зарядные ящики, одноконные снарядные и парные патронные двуколки (боевые припасы), 2) инструментальная Повозки военные* (походная кузница, инструменты в подковы), 3) аптечная двуколка; 4) лазаретная линейка и 5) офицерская двуколка.

    Возок зимний Елизаветы Петровны.Москва, 1730-е гг.

    «Зимний возок был выполнен в Москве французским мастером Жаном Мишелем в 1732 году. С этим экипажем связаны два знаменитых события в истории Российского государства. Известно, что с 1727 по 1732 год императорский двор постоянно располагался в Кремле, и Москва на эти короткие пять лет опять как бы стала столицей России. Но в 1733 году императрица Анна Иоанновна решила вернуть двор в Петербург, и, вероятно, именно для этого исторического переезда и был выполнен зимний возок. Однако, на стенках и дверцах возка изображен вензель другой императрицы - Елизаветы Петровны. Он напоминает о том, что в этом возке в 1742 году дочь Петра I приехала в Москву на коронацию.
    Дорога заняла всего три дня. Возок, или как его называли «зимняя линея», свободно вмещал десять человек и обогревался в пути серебряными жаровнями с углем.
    Окна и дверцы возка закрыты узкими пластинами стекла. Стенки декорированы орнаментальной росписью с атрибутами государственной власти. Полозья украшены крупными фигурами морских животных. В форме экипажа, хотя и в малой мере, прослеживается присущая барокко любовь к живописности силуэта».



    Зимний возок (модель) Высота - 185 мм., длина - 450 мм.

    Летняя «потешная» каретка

    Миниатюрная летняя каретка, сделанная в Москве в 1690-1692 годах, с тонким золотым узором по нежно-голубому фону выглядит как изящная игрушка. «Потешной» называли экипажи, которые предназначались для развлечения. Согласно «Описи царской Конюшенной казны» каретка принадлежала двухлетнему царевичу Алексею – сыну Петра I. Несмотря на свою принадлежность к игрушкам, каретка выполнена по всем правилам и со всеми тонкостями сложного технического решения. У нее имеется приспособление для поворота – «лебяжья шейка» - и поворотный круг. «Потешная» каретка по изысканности формы и тонкости декора ничуть не уступает настоящим каретам, что подчеркивает высокое социальное положение ее маленького владельца.

    Карета типа «BERLINE»

    Элегантная четырехместная «берлина» использовалась для важных торжественных выездов Екатерины II. Выполнена она известным петербургским мастером немецкого происхождения Иоганном Конрадом Букендалем в 1769 году и оснащена новейшими по тому времени конструктивно-техническими деталями – вертикальными и горизонтальными листовыми рессорами. Резной золоченый декор украшает карниз, спуски и наличники. Окна и верхняя половина дверей закрыты зеркальным стеклом. На передней и задней части стана и на колесах золоченая резьба почти полностью скрывает конструктивные детали. Неслучайно именно эта карета служила для парадных выездов императрицы и двора.

    Колымага

    Колымага – широко распространенный в России и Запанной Европы с XVI века тип экипажей, с почти четырехугольным кузовом на высокой оси. Эта четырехместная колымага выполнена мастерами в 1640-е годы, что нашло свое отражение и в форме, и в убранстве. Национальное своеобразие особенно ярко отразилось в декоре колымаги. Кузов строгого силуэта обтянут малиновым бархатом и украшен заполняющим всю поверхность узором из квадратов, выложенных медными золочеными гвоздиками с выпуклыми шляпками. В центре каждого квадрата характерный только для русских экипажей того времени орнамент в форме восьмиконечной звезды из серебряного галуна. Сочетание малинового бархата с серебром и золотом создает удивительно гармоничный и праздничный облик экипажа, который дополняют слюдяные оконца, украшенные ажурными накладками в виде звездочек и двуглавых орлов.

    Внутреннее убранство не уступает в своей роскоши внешнему – обивка стен и сидений выполнена из дорогого турецкого золотого бархата, который на Руси любили за необычайную пышность узора. Первыми владельцем экипажа был брянский староста, подданный Российского государства Франциск Лесновольский. По всей вероятности он получил его в качестве награды «по именному Великого государя указу». Другим владельцем колымаги являлся боярин Никита Иванович Романов, игравший значительную роль при дворе царя Михаила Федоровича.

    Зимний «потешный» возок

    Зимний потешный возок – уникальный экипаж, созданный в Москве в 1689-1692 гг., подобных которому нет ни в одном музее мира. Возок представляет собой «комнатку» с маленькими окошечками и довольно широкими дверцами на полозьях для удобства передвижения по снегу. «Потешный» возок служил для игр и забав малолетних детей царя Ивана Алексеевича – брата и соправителя Петра I. Форма кузова сохраняет древнюю традиционную форму – строгий и четкий силуэт и прямоугольные очертания. Однако украшен он весьма живописно в соответствии с модным в то время стилем барокко. Кожаная обивка была выполнена мастерами Московского Кремля. Тисненый золоченый рельефный узор из цветов, плодов, покрывает всю поверхность стенок и дверей. Нарядный экипаж отлично подходил для зимних забав царских детей и в то же время соответствовал высокому статусу владельцев, что подчеркивалось изысканностью дорогой отделки и высоким мастерством исполнения.

    Оружейная палата

    Коллекция экипажей Оружейной палаты - жемчужина среди музейных собраний.

    Коллекция хранящихся в Оружейной палате экипажей не имеет аналогов в других собраниях, она позволяет проследить развитие экипажного дела в России и Западной Европе. Ценность коллекции заключается в том, что экипажи не претерпели серьезных переделок, известны принадлежность экипажей и имена их создателей - И.К.Букендаля, И.М.Гоппенгаупта, Н.Пино, Ф.Буше, Ф.Каффиери. По каретам собрания Оружейной палаты можно судить об изменениях формы, конструкции и декора экипажей на протяжении XVI - XVIII столетий.

    Коллекция экипажей Оружейной палаты - жемчужина среди музейных собраний. Она насчитывает семнадцать экипажей, созданных в период с XVI по XVIII столетие лучшими мастерами России и Западной Европы. Кареты практически не подвергались переделкам. Они представляют такую значительную отрасль художественного ремесла, как каретное дело, без изучения которого невозможно постижение художественной культуры России и Европы XVI, XVII и XVIII столетий. Экипажи тех времен - не просто элитарный вид транспорта. В большинстве своем это и памятники искусства, в которых органично сочетаются резьба по дереву, живопись, литье, художественная обработка кожи, ювелирное мастерство и даже архитектура.

    Коляска летняя
    Летняя коляска в форме итальянской гондолы выполнена в Англии в 70-х годах XVIII века. Она была подарена графом Г.Орловым императрице Екатерине II. Коляска не имеет дверей, их заменяет откидывающаяся передняя часть кузовка. Золоченые резные дубовые и лавровые ветви и гирлянды цветов обрамляют кузовок коляски.
    Передок коляски украшен резными фигурками орлов с распростертыми крыльями. Сзади – созданные уже русскими мастерами фигуры всадников в шлемах и кольчугах с копьями в руках. Резьба, покрытая густой позолотой, производит впечатление литья из металла. На стенках экипажа – изображения античных богов. По сторонам – Амфитрита и Фортуна, на задней стенке – Аполлон среди муз. Этот экипаж можно отнести к лучшим произведениям мирового каретного искусства.

    Колымага
    Карета английской работы конца XVI века - подарок английского короля Якова I Борису Годунову в 1603 году. Наиболее древний экипаж нашего собрания. Карета еще проста по форме, конструкция и техническое устройство ее несовершенны, она не имеет поворотного круга. Чтобы развернуть карету, требовалась довольно большая площадь, а при крутом повороте задние колеса нужно было заносить на руках. У кареты нет места для кучера, лошадей вели под уздцы или кучер сидел верхом на первой, ведущей лошади. Такого типа кареты - открытые, без рессор, без поворотного круга - в России называли колымагами. Карета интересна художественным оформлением - высокорельефной резьбой по дереву с изображением сцен борьбы христиан с мусульманами и сцен охоты.

    Карета-берлина
    Наиболее совершенным экипажем в коллекции является четырехместная парадная карета.
    Cделанная в Петербурге мастером Иоганном Конрадом Букендалем в 1769 году для Екатерины II.
    Карета имеет как вертикальные, так и горизонтальные рессоры.

    Карета
    Карета закрытая, двухместная, типа купе. Кузов подвешен на длинных ремнях. Экипаж выполнен мастерами Вены по заказу русского двора в 1740 году. Резной декор занимает главное место в художественном убранстве экипажа. Резьба тонирована, покрыта позолотой. Стенки и дверцы кузова украшены живописью в золотисто-зеленых тонах на мифологические сюжеты.

    Карета
    Карета закрытая, двухместная, типа купе. Кузов подвешен на длинных ремнях. Выполнена мастерами Вены в 1741 - 1742 годах.
    Художественное решение и технические данные характерны для парадных экипажей 1740- гг.
    Карета покрыта густой, золоченой резьбой в стиле рококо с аллегорическими и мифологическими сюжетами.
    Была заказана специально для коронационной церемонии императрицы Елизаветы Петровны.

    Карета
    Великолепно выполнена в 1746 году карета берлинским мастером Иоганном Михаэлом Гоппенгауптом. Карета производит впечатление легкости, изящества благодаря искусной резьбе по дереву с изображением лавровых листьев, завитков, раковин, скульптур мифологических божеств. В форме кузова, декоре ярко выражены черты стиля рококо. Кузов ее подвешен на шести ремнях, имеет рессоры и поворотный круг. Карета была подарена Фридрихом II императрице Елизавете Петровне. Ею пользовались во время коронационных торжеств на протяжении XVIII - XIX столетий, поэтому экипаж много раз подновляли

    Карета типа "couрe"
    Карета типа "couрe" была выполнена в Петербурге в 1739 году для императрицы Анны Иоанновны.
    Барочные завитки и раковины сочетаются с древнерусскими узорными розетками и двуглавыми орлами.
    Края стенок кузова, изогнутые карнизы, обрамления окон и дверей украшены очень мелкой золотой резьбой.
    По своему техническому решению карета напоминает экипажи французской работы, но в окна уже вставлено зеркальное стекло.

    Возок зимний "потешный"
    Возок маленький на полозьях. Подобных экипажей нет ни в одном музейном собрании мира. Кузов возка сохраняет древнюю традиционную форму. Стенки обиты золоченой тисненой кожей, которую обильно покрывает растительный орнамент, в который включены изображения путти, экзотических птиц, орлов, фигурок бегущих животных. Кожа, как и сам возок изготовлена в Москве в мастерских Кремля. Для декоративного убранства возка в русских традициях использованы медные гвоздики с крупными шляпками. В окнах в оловянных переплетах закреплена слюда. Возок служил для игр и забав малолетних детей царя Ивана Алексеевича, сводного брата и соправителя Петра I.

    Летний возок "потешный"
    Имеет изящную барочную форму. Стенки обиты тисненой кожей голубого цвета, которую обильно покрывает золоченый растительный орнамент, в который включены изображения путти, экзотических птиц, орлов, фигурок бегущих животных. Кожа, как и сам возок изготовлена в Москве в мастерских Кремля. Техническое устройство каретки достаточно совершенно для того времени. Он имеет приспособление для поворота изогнутую балку "лебяжью шейку" над поворотным кругом. Для декоративного убранства возка использованы медные гвоздики с крупными шляпками. Ими закреплена кожа на кузове и отделаны переплеты рам. В окнах в оловянных переплетах - слюда. Возок принадлежал сыну Петра I - Алексею Петровичу.

    Коляска садовая
    Открытая садовая двухместная коляска императрицы Анны Иоанновны. В документах архива Оружейной палаты содержатся сведения о том, что коляска была сделана для императрицы Анны Иоанновны в Москве. Убранство, достаточно скромное для императорских экипажей, форма колес с широкими ободьями, обитыми железом, объясняется тем, что её использовали для прогулок по дворцовым паркам. Форма кузова и его росписи - изысканны. На стенках кузова экипажа размещены изображения: государственного герба, вензеля императрицы Анны Иоанновны и женской фигуры, в лице и фигуре которой угадывается портретное сходство с императрицей.

    КОННЫЕ ЭКИПАЖИ – повозки, в которые обычно запрягают лошадей. П. к. бывают легковые и грузовые; колёсные (запрягают лошадей, волов, мулов, верблюдов и др.) и полозные (сани) (запрягают лошадей, оленей, собак); одноосные (двухколёсные) и двухосные (четырехколёсные); безрессорные, полурессорные и рессорные; оглобельные и дышловые. В Средней Азии и странах Ближнего Востока для перевозки грузов по полям, пересечённым арыками (канавами), используют двухколёсные арбы с диаметром колёс до 2 м. Наиболее современны усовершенствованные безрессорные грузовые повозки на колёсах с шарикоподшипниками и пневматическими шинами. В СССР такие П. к. производили трёх типов: самосвалы - одноосные грузоподъёмностью 0,75 т, двухосные - 1,5 т несаморазгружающиеся - на 2 т. Эти повозки снабжены ёмкими кузовами, бесшумны, отличаются высокой проходимостью по грунтовым дорогам и бездорожью, обеспечивают при перевозке лучшую сохранность грузов (молока, яиц, фруктов, овощей и др.). БСЭ

    А
    автокачка - полок на пневмошинах
    американка - старое название качалки (см. качалка)
    андроны - телега с жердями для перевозки сена
    арба - 2-х (4-х) колесный экипаж, без рессор, колеса большого диаметра

    Б
    багги - спортивный экипаж
    берлина - разновидность кареты
    бестарка - повозка для перевозки сыпучих грузов без тары
    бига - 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме
    бидарка(бедарка) - 4-х колесный безрессорный экипаж
    болочок - сани с крытым верхом
    брек - 4-х колесный рессорный для охоты
    бричка - 2-х колесная легкая дорожная повозка; 4-х колесная грузовая повозка

    В
    волчки см. дрожки
    возок - крытые сани

    гиг - легкая двуколка
    гитара (калибер) - в дореволюционной Москве: длинные дрожки

    двуколка - 2-х колесная рессорная повозка для 2-х человек
    дербистка - качалка с рессорой
    дилижанс - 4-х колесный экипаж для перевозки пассажиров, почты
    дог - 2-х колесный, открытый
    догкарт - 4-х колесный экипаж для перевозки охотничьих собак
    долгуша (долгушка) - 4-х колесный экипаж на длинных дрогах
    дормез - карета для сна в пути
    дровни - деревянные сани
    дроги - длинная телега без кузова
    дрожки (волчки) - 4-х колесная безрессорная повозка

    империал - второй этаж в омнибусах

    кабриолет - 2-х колесный экипаж без козел
    калеша - разновидность кареты
    карета - закрытый комфортный экипаж
    катафалк - погребальная повозка
    качалка - 2-х колесная легкая спортивная тележка
    квадрига - 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме
    кеб (кэб) - 2-х колесный крытый экипаж
    кибитка - 4-х колесная повозка с верхом на каркасе из прутьев
    колесница - 2-х колесная боевая и спортивная повозка
    колымага - 4-х колесный открытый экипаж
    коляска - 4-х колесный комфортный экипаж
    конка - рельсовый вагон на конном ходу
    купе - 4-х колесный закрытый рессорный

    ландо - 4-х колесная карета с откидным верхом
    ландолет - облегченное ландо
    линейка - 4-х колесный многоместный экипаж
    лира - качалка-рекордистка

    мажара - большая телега
    мальпост - почтовая карета

    нарты - легкие длинные сани (вобщето в них могут впрягать и собак и оленей)

    одноколка - 2-х колесный легкий экипаж
    одр (одер) - старинное название повозок
    олонецкая люлька - конные носилки без колес
    омнибус - 4-х колесный маршрутный экипаж

    повозка - 4-х колесное транспортное средство
    подвода - грузовая повозка
    полок - грузовая повозка с платформообразным кузовом
    портшез конный - конные носилки, без колес
    пошевни - широкие крестьянские сани
    пролетка - 4-х колесный открытый 2-х местный экипаж

    розвальни - низкие широкие сани
    роспуск - 2-х колесный прицеп для длинномерных грузов
    рыдван - карета для дальних поездок

    салазки - маленькие санки
    сани - повозка на полозьях
    стоклет - старая модель американки
    сулка (сулки) - старое название качалки

    тавричанка - повозка из разводного хода и деревянного кузова
    тарантас - 4-х колесная дорожная повозка
    таратайка - двуколка с откидным верхом
    тачанка - 4-х колесная повозка без кузова
    телега - 4-х колесная безрессорная повозка
    тильбюри (тюльгюри) - 2-х колесный открытый экипаж без места для кучера
    тоббоган - бесполезные сани

    фаэтон - 4-х колесный рессорный экипаж с откидным верхом
    фиакр - 4-х колесный наемный экипаж
    форшпан - повозка для больших грузов
    фура - 4-х колесная большая телега
    фургон - крытая повозка с круглым верхом

    ход(ходы) - основание повозки

    шарабан - 4-х колесный открытый экипаж с поперечными сидениями; 2-х колесный экипаж на высоких колесах

    экипаж - общее название рессорных пассажирских повозок

    Есть термины, так и не переведнные на русский язык:
    chariot - Итальянские легкие безрессорные экипажи эпохи ренесанса
    brumm - Наемный конный экипаж (синомим или итальянский вариант кэба?)
    karrozzin - Мальта. 2х или 2х местная карета запреженная одной нарядно украшенной лошадкой.
    Можно добавить ассоциативный ряд: бричка - Чичиков, кэб (или кеб) - Шерлок Холмс

    Если есть желание посмотреть рисунки

    Карета - (от лат. carrus - повозка) - закрытая пассажирская повозка с рессорами. Первоначально кузов подвешивался на ремнях, потом для подрессоривания стали использовать пружины (с начала XVIII века), а с начала XIX века стали использовать рессоры. Чаще всего ими пользовались для личного пользования,хотя с позднего средневековья в Европе начали использоваться в том числе и в качестве общественного транспорта. Пример - дилижанс, омнибус и шарабан. Самым распространненым видом дилижанса можно считать почтовую карету .

    История...

    Хотя кареты и были изобретены раньше, чем велосипеды они больше походят на ранние версии автомобилей. Первые повозки на конной тяге были найдены в кельтских захоронениях. Их кузов подвешивался на ремнях. В доисторической Европе также использовались четырехколесные экипажи с классической конструкцией в виде колеса и рессорной подвеской.

    Колесница. Наиболее ранним образцом кареты является колесница. Ее изобрели в Мессопотамии в 3 ем тысячелетии до н.э. прото-индоевропейцы. В колеснице умещалось до двух человек, в нее запрягали не более одной пары лошадей. Поскольку колесница являлась достаточно легким, быстрым и маневренным средством передвижения, то она хорошо зарекомендовала себя в боях. Воинов на колесницах легко можно было переправить из одного места сражения в другое.

    Превью - увеличение по клику.

    На картинках изображены: один из наиболее популярных французкских экипажей, римская колесница и прочие вариации карет и дилижансов.

    Римская колесница. В I веке до н.э. римляне использовали подрессоренные колесницы для путешествий. Государство династии Чжоу были известны тем, что в "Эпоху сражающихся царств" использовало кареты для транспортных нужд, однако с упадком цивилизации, все секреты о изготовлении данного транспортного средства были полностью утеряны. Скорее всего, римляне использовали цепи или кожаные ремни в качестве некого подобия рессоры на что указывают раскопки древнеримской эпохи.

    Средневековая карета представляла собой четырехколесный крытый экипаж над сиденьем кучера полукруглым навесным козырьком. Для карет того времени характерна традиционная технология закрепления передней оси. В летописях 14го века и 15го века подобного типа кареты становятся популярными, встречаются изображения и задокументированные упоминания о рессоре на цепях. Карета имела 4 колеса, в нее запрягали одну или две пары лошадей. Обычно, в качестве материалов для изготовления использовали железо и дерево, а кареты, которыми пользовались горожане, были обиты кожей.


    Колесные повозки существовали уже во времена доисторические; о них упоминается в самых древних источниках как о предметах общеизвестных. Так, в одном из древнейших стихов Вед употреблено сравнение: "как за конем катится колесо, так оба мира за тобой".
    В Азии повозки употреблялись издавна, одновременно с верховыми и вьючными животными. Греки во времена Гомера пользовались колесницами. Подробности конструкции древних повозок остаются неизвестными; только внешняя форма боевых двухколесных колесниц хорошо изображена на многих сохранившихся барельефах и других изображениях.

    UNGEWITTER, HUGO (1869-c.1944)
    A Noblewoman Alighting her Carriage, signed and dated 1906.

    Нет сомнения ввиду многих мест древних авторов, что и для перевозки грузов издавна употреблялись колесные повозки. Так, Гомер повествует, что Навзикая просила у отца повозку, чтобы везти с подругами на берег моря мыть одежды. Повозки этого рода бывали двух- и четырехколесные: их изобретение Плиний приписывает фригийцам. Колеса такого "plaustrum" были крепко насажены на оси, которые вертелись вместе с ними, как у наших железнодорожных вагонов, в подшипниках, неподвижно прикрепленных к кузову. Такие повозки, очень неповоротливые, и теперь существуют на о-ве Формозе.



    TSERETELLI, ZURAB (B. 1934).

    У древних персов существовала правильно организованная почтовая гоньба; царские гонцы быстро развозили повеления и в других древних государствах, но о правильно организованной перевозке пассажиров на лошадях известно подробнее лишь со времен римлян. Извоз этого рода содержали частные люди (экипаж; "cisium") был двухколесный, с дышлом, наподобие кабриолета, но без рессор, с сиденьем, подвешенным на ремнях. В него влезали со стороны лошадей, а не сзади, как в колесницах; изображения цизиума встречаются уже на этрусских вазах. В таких экипажах ездили очень скоро: по свидетельству Светония, император проезжал в легких "meritoria vehicula" расстояния до 150 в. в сутки.


    В.Серов. Одиссей и Навсикая

    Гораздо больше сведений мы имеем о парадных экипажах римлян. У древних вообще пользование парадными колесницами было привилегий высокопоставленных лиц и жрецов; изображения богов во время процессий тоже возили в особых колесницах. Частные лица присвоили себе это право только во времена упадка нравов, а при империи украшали свои экипажи со всею возможной роскошью. Самый древний тип - "arcera", о нем упоминается в законах двенадцати таблиц; это была четырехколесная открытая тележка; для женщин ее делали на двух колесах. Столь же древни и носилки, которым впоследствии стали придавать такое роскошное устройство, что Цезарь счел нужным издать закон, ограничивающий эту роскошь.


    Гравюра с изображением почтового дилижанса в чёрно-красных цветах почтового ведомства в окрестностях Ньюмаркета (Саффолк) в 1827 году. Сзади виден охранник.

    Несколько позднее был придуман "саrреntum", двухколесный экипаж с полуцилиндрической крышкой, и "carruca", родоначальница современных карет, четырехколесная повозка с покрытым кузовом, приподнятым над ходом на четырех столбиках; сзади было сиденье для двух лиц, а возница сидел спереди, ниже господ, или шел рядом. От галлов римляне заимствовали таратайку с кузовом, плетенным из ивы - "sirpea", а от жителей северного побережья Европы - колесницу "essedum", в которую входили спереди; она служила и для мирных, и для военных целей.


    Сальвадор Дали - Призрачная повозка

    В эпоху переселения народов и в начале средних веков пользование экипажем считалось признаком изнеженности; совершались переезды на коне, а духовные и женщины ездили на ослах. Летописцы этой эпохи лишь весьма редко упоминают об экипажах. Так, Эгингард повествует, что меровингский король Хильперик всюду ездил в римском "саrреntum", запряженном быками; английский епископ св. Эркенвальд в VII в. ездил и проповедовал в колесной повозке, так как был стар и немощен. Только после крестовых походов мода на экипажи начинает возрождаться, но их допускают лишь для торжественных случаев, для высокопоставленных лиц, а обывателям запрещают ими пользоваться.


    «Прибытие почтовой кареты» Буальи Луи-Леопольд

    Повозка - наиболее общее собирательное название различных транспортных средств, приводимых в движение мускульной силой животных, вне зависимости от особенностей конструкции, области и целей применения.

    По области применения повозки делят на пассажирские и грузовые (ранее существовали также военные повозки), по количеству колёс - на двухколёсные (одноосные) и четырёхколёсные (двуосные), а также без колёс - на полозьях.


    Willem de Zwart (1862-1931) - Carriages Waiting (Unknown Year)

    Грузоподъёмность повозки может доходить до 750 кг (для одноосных) и до двух тонн (для двухосных).

    Современные повозки нередко оснащаются пневматическими шинами, а иногда также пневматическими либо гидравлическими тормозами.

    ПАССАЖИРСКИЕ ПОВОЗКИ.

    Типы экипажей.

    Карета - закрытая пассажирская повозка с рессорами. Первоначально кузов подвешивался на ремнях, потом для подрессоривания стали использовать пружины (с начала XVIII века), а с начала XIX века стали использовать рессоры. Наиболее часто использовались для личного пользования,хотя с позднего средневековья в Европе начали использоваться в том числе и в качестве общественного транспорта. Пример - дилижанс, омнибус и шарабан. Самым распространненым видом дилижанса можно считать почтовую карету.

    Слово «карета» пришло в Россию вместе с немецкими каретами, когда, с середины XVII века, они стали в массовом порядке завозиться германскими купцами и становились все популярнее среди московской знати. Наиболее вероятно, что слово употреблялось и ранее наряду с другими распространнеными в то время словами (например «колымага»), к тому же слово использовалось в украинском, старославянском и польском языках.

    (Заимствовано в середине XVII века из польского языка, где kareta < итал. caretta, суф. производного от carro «воз» (из лат. carrus «повозка на четырех колесах»)). Переход с коня (для мужчин) и колымаги (для женщин) на карету для обоих полов символизировал допетровскую европеизацию русского дворянства.

    Дормез - большая карета для дальних поездок со спальными местами.
    ДОРМЕЗОМ (в переводе с французского «спальная») называлась просторная карета со спальными местами, предназначенная для дальних поездок. Такая карета, унаследованная от родителей, была у Л.Н. Толстого, как вспоминал его старший сын, ее везли шесть лошадей. У дорожных экипажей наверху были ВАЖИ, или ВАШИ, – ящики для поклажи, а сзади ГОРБОК, тоже служивший для помещения багажа.


    Паннемакер Адольф. «Пыль взвилась из-под дормеза и малютку скрыла»: Ил. к стихотворению Т.Г. Шевченко «Кобзарь» (перевод Н.В. Гербеля). Гравюра с рис. Н.Н. Каразина. 19 в.

    Дилижанс - большая многоместная пассажирская или почтовая повозка, широко используемая в XIX веке.

    Повозки военные* - придаются полевым войскам для перевозки боевых припасов, запасных вещей и инструментов, необходимых для содержания в исправности материальной части на походе и в бою, провианта, фуража, канцелярских дел, денежной казны, больных, раненых.
    В главных чертах, они состоят из хода, на котором устанавливается кузов или короб повозки; ход образуется из основной рамы, составленной из нескольких продольных грядок, связанных между собою поперечными подушками; к последним прикрепляются оси с колесами.
    Повозки военные* для перевозки предметов первой необходимости следуют вместе с войсками, составляя обоз 1-го разряда; сюда относятся: 1) зарядные ящики, одноконные снарядные и парные патронные двуколки (боевые припасы), 2) инструментальная Повозки военные* (походная кузница, инструменты в подковы), 3) аптечная двуколка; 4) лазаретная линейка и 5) офицерская двуколка.


    Зимний возок

    Этот великолепный многоместный экипаж в форме вагона на длинных полозьях был сделан мастером Жаном Мишелем в Москве в 1732 году. Предназначался он для поездок на большие расстояния в зимнее время. Именно на нем в феврале 1742 года дочь Петра I Елизавета спешила в Москву из Петербурга на свою коронацию. Роскошный возок был украшен золоченой резьбой и скульптурными деталями, крыша увенчана балясинами, а стенки декорированы росписью с двуглавыми орлами и другими атрибутами государственной власти. Удобный и красивый возок был выполнен поистине царской роскошью. До сих пор он впечатляет пышностью декора и изяществом форм.
    Высота - 185 мм., длина - 450 мм.

    Летняя «потешная» каретка

    Миниатюрная летняя каретка, сделанная в Москве в 1690-1692 годах, с тонким золотым узором по нежно-голубому фону выглядит как изящная игрушка. «Потешной» называли экипажи, которые предназначались для развлечения. Согласно «Описи царской Конюшенной казны» каретка принадлежала двухлетнему царевичу Алексею – сыну Петра I. Несмотря на свою принадлежность к игрушкам, каретка выполнена по всем правилам и со всеми тонкостями сложного технического решения. У нее имеется приспособление для поворота – «лебяжья шейка» - и поворотный круг. «Потешная» каретка по изысканности формы и тонкости декора ничуть не уступает настоящим каретам, что подчеркивает высокое социальное положение ее маленького владельца.

    Карета типа «BERLINE»

    Элегантная четырехместная «берлина» использовалась для важных торжественных выездов Екатерины II. Выполнена она известным петербургским мастером немецкого происхождения Иоганном Конрадом Букендалем в 1769 году и оснащена новейшими по тому времени конструктивно-техническими деталями – вертикальными и горизонтальными листовыми рессорами. Резной золоченый декор украшает карниз, спуски и наличники. Окна и верхняя половина дверей закрыты зеркальным стеклом. На передней и задней части стана и на колесах золоченая резьба почти полностью скрывает конструктивные детали. Неслучайно именно эта карета служила для парадных выездов императрицы и двора.

    Колымага

    Колымага – широко распространенный в России и Запанной Европы с XVI века тип экипажей, с почти четырехугольным кузовом на высокой оси. Эта четырехместная колымага выполнена мастерами в 1640-е годы, что нашло свое отражение и в форме, и в убранстве. Национальное своеобразие особенно ярко отразилось в декоре колымаги. Кузов строгого силуэта обтянут малиновым бархатом и украшен заполняющим всю поверхность узором из квадратов, выложенных медными золочеными гвоздиками с выпуклыми шляпками. В центре каждого квадрата характерный только для русских экипажей того времени орнамент в форме восьмиконечной звезды из серебряного галуна. Сочетание малинового бархата с серебром и золотом создает удивительно гармоничный и праздничный облик экипажа, который дополняют слюдяные оконца, украшенные ажурными накладками в виде звездочек и двуглавых орлов.

    Внутреннее убранство не уступает в своей роскоши внешнему – обивка стен и сидений выполнена из дорогого турецкого золотого бархата, который на Руси любили за необычайную пышность узора. Первыми владельцем экипажа был брянский староста, подданный Российского государства Франциск Лесновольский. По всей вероятности он получил его в качестве награды «по именному Великого государя указу». Другим владельцем колымаги являлся боярин Никита Иванович Романов, игравший значительную роль при дворе царя Михаила Федоровича.

    Зимний «потешный» возок

    Зимний потешный возок – уникальный экипаж, созданный в Москве в 1689-1692 гг., подобных которому нет ни в одном музее мира. Возок представляет собой «комнатку» с маленькими окошечками и довольно широкими дверцами на полозьях для удобства передвижения по снегу. «Потешный» возок служил для игр и забав малолетних детей царя Ивана Алексеевича – брата и соправителя Петра I. Форма кузова сохраняет древнюю традиционную форму – строгий и четкий силуэт и прямоугольные очертания. Однако украшен он весьма живописно в соответствии с модным в то время стилем барокко. Кожаная обивка была выполнена мастерами Московского Кремля. Тисненый золоченый рельефный узор из цветов, плодов, покрывает всю поверхность стенок и дверей. Нарядный экипаж отлично подходил для зимних забав царских детей и в то же время соответствовал высокому статусу владельцев, что подчеркивалось изысканностью дорогой отделки и высоким мастерством исполнения.

    КОННЫЕ ЭКИПАЖИ - повозки, в которые обычно запрягают лошадей. П. к. бывают легковые и грузовые; колёсные (запрягают лошадей, волов, мулов, верблюдов и др.) и полозные (сани) (запрягают лошадей, оленей, собак); одноосные (двухколёсные) и двухосные (четырехколёсные); безрессорные, полурессорные и рессорные; оглобельные и дышловые. В Средней Азии и странах Ближнего Востока для перевозки грузов по полям, пересечённым арыками (канавами), используют двухколёсные арбы с диаметром колёс до 2 м. Наиболее современны усовершенствованные безрессорные грузовые повозки на колёсах с шарикоподшипниками и пневматическими шинами. В СССР такие П. к. производили трёх типов: самосвалы - одноосные грузоподъёмностью 0,75 т, двухосные - 1,5 т несаморазгружающиеся - на 2 т. Эти повозки снабжены ёмкими кузовами, бесшумны, отличаются высокой проходимостью по грунтовым дорогам и бездорожью, обеспечивают при перевозке лучшую сохранность грузов (молока, яиц, фруктов, овощей и др.).
    БСЭ

    А
    автокачка
    - полок на пневмошинах
    автопоилка - поилка, вода в которую поступает при надавливании животного мордой на специальный клапан
    адаптация - приспособление организма животного к условиям окружающей среды (климату, условиям содержания и др.)
    аллюр (франц. allure, букв. - походка) - способ поступательного движения лошади: естественным аллюром (шагом, рысью, иноходью, галопом) лошадь движется без предварительного обучения. Искусственный аллюр (главным образом элементы высшей школы верховой езды - пиаффе, пассаж, школьные или испанские шаг и рысь, галоп на трех ногах, пируэт и т.п.) вырабатывают у лошади специальной тренировкой.
    американка - старое название качалки (см. качалка)
    амуничник - помещение в конюшне для хранения конского снаряжения
    андроны - телега с жердями для перевозки сена
    арба - 2-х (4-х) колесный экипаж, без рессор, колеса большого диаметра
    аркан - 1. Веревка с петлей, затягивающейся на конце, для ловли табунных лошадей и скота. 2. Недлинная веревка для увязывания и переноски сена и соломы (фуражный аркан). 3. Веревка с петлей, обшитой войлоком, для привязывания лошади при транспортировке.
    арчак - деревянная основа седла

    Б
    багги - спортивный экипаж
    баланс (франц. balance - букв. весы) - 1. У рысистой лошади уравновешенность, обеспечивающая проявление максимальной резвости на правильном ходу. 2. У верховой лошади при выездке - восстановленное природное равновесие молодой лошади, нарушенной массой всадника.
    балансе (франц. balancer - раскачивать, качаться) - введенное в 1880 г Д. Филлисом упражнение высшей школы верховой езды.
    балл (франц. balle - шар) - цифровая оценка результатов в некоторых видах кон. спорта (в отдел. конкурах, выездке, вольтижировке, кон. играх).
    банкет (англ. banket - земляной вал) - искусств. препятствие, на которое лошадь должна вспрыгнуть, а затем соскочить с него.
    бега - разговорное название испытаний рысистых лошадей, а также ипподрома, где они проводятся.
    беговой круг - дорожка для тренинга и испытаний рысаков.
    беззубые края - края челюстей лошади от последнего резца до первого ложнокоренного зуба.
    берейтор (нем. Bereiter) - 1. Наездник, специалист по выездке верховых лошадей. 2. Помощник дрессировщика лошадей в цирке.
    берлина - разновидность кареты
    бестарка - повозка для перевозки сыпучих грузов без тары
    бига - 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме
    бидарка (бедарка) - 4-х колесный безрессорный экипаж
    бич - длинный кнут для тренировок в манеже
    бокс - изолированное помещение в конюшне
    болочок - сани с крытым верхом
    бочение - нарушение прямолинейности движения. Лошадь идет задними ногами не по следам передних, а несколько вбок.
    брек - 4-х колесный рессорный для охоты
    бриджи (англ. breeches) - брюки для верховой езды спец. покроя (широкие в бедрах и узкие, плотно облегающие ногу в голени).
    бричка - 2-х колесная легкая дорожная повозка; 4-х колесная грузовая повозка
    брыкание - удары копытами главным образом задних ног лошади.

    В
    вальтрап
    (итал. qualdrappa) - 1. Покрывало из сукна или бархата, надеваемое на спину лошади под или на седло. 2. Полотняный номерной потничек (со стартовым номером), применяемый на скачках.
    венчик - верхний край копыта, от которого вниз отрастает роговая стенка.
    верховая лошадь - лошадь, используемая под седлом.
    взнуздывание - вкладывание в рот лошади удил при надевании на нее узды. Взнуздывание может быть на трензель и мундштук или на один трензель.
    вожжи - длинные поводья, средство управления упряжной лошадью.
    возок - крытые сани
    воловий постав глаз - большие, круглые, прямо поставленные глаза.
    волчки - см. дрожки
    вольт (франц. vlote - поворот) - фигура манежной езды, движение по кругу диаметром б м.
    вольтижировка (франц. voltiger - порхать) - вид конного спорта, гимнастические упражнения на лошади, двигающейся рысью или галопом по кругу диаметром 12 - 15 м.
    всадник - человек, едущий верхом на лошади или на др. животном.
    выводка - показ, кратковременная выставка лошади, на специально оборудованной площадке перед комиссией, покупателями, зрителями.
    выводной круг - ровная площадка, оборудованная для выводки лошадей.
    выездка - обучение молодой лошади, выработка у нее условных рефлексов (двигательного стереотипа).
    выжеребка - роды у кобылы.
    выкормок - 1. Лошадь, откормленная наскоро месивом для продажи. 2. Жеребенок, выросший до времени от излишнего кормления.
    вьючное седло - специальное седло для перевозки вьюков.

    Г
    галифе - брюки для верховой езды, названные по фамилии французского кавалерийского генерала Галифе.
    галоп - самый быстрый скачкообразный аллюр лошади в 3 такта с фазой свободного подвисания.
    ганаши - углы нижней челюсти лошади.
    гарцевать (от польск. garcowac) - ехать на лошади верхом, красуясь, показывая ловкость.
    гиг - легкая двуколка
    гитара (калибер) - в дореволюционной Москве: длинные дрожки
    гладкие скачки - испытание работоспособности племенных верховых лошадей.
    гречка - мелкие темные пятнышки на шерсти старых светло-серых лошадей.
    грива - длинные защитные волосы, растущие на верхне-заднем краю (гребне) шеи.
    грудина - продолговатая кость, к которой крепятся нижние концы передних семи-восьми пар ребер. Задние пять пар ребер называются ложными, так как они прикреплены не к грудине, а к предыдущей паре ребер. Последняя (13-я) пара ребер свободно заканчивается хрящом в мышцах брюшной стенки.
    грум (англ. groom) - конюх, коновод, сопровождающий всадника.
    груминг - уход за шерстью.
    грызло - часть мундштука, которая лежит во рту лошади на беззубом крае нижней челюсти.
    гуж - петля на хомуте, который применяют в дуговой упряжи.
    гужевой транспорт - перевозка пассажиров и грузов на повозках и в санях, запряженных лошадьми и др. упряжными животными.

    Д
    двуколка - 2-х колесная рессорная повозка для 2-х человек
    денник - полностью закрытое помещение в конюшне для индивидуального содержания лошади.
    дерби (англ. Derby) - главный приз, который разыгрывают с 1780 г. на Эпсомском ипподроме в Англии для 3-летних жеребцов и кобыл чистокровной верховой породы.
    дербистка - качалка с рессорой
    джигитовка (тюрк. джигит - искусный и отважный всадник) - скачка, во время которой всадник соскакивает с лошади и вновь садится на нее, поднимает с земли различные предметы и выполняет ряд др. гимнаст. упражнений и акробат. трюков.
    дилижанс - 4-х колесный экипаж для перевозки пассажиров, почты
    дорожка (проф.) - разговорное название бегового и скакового круга.
    дог - 2-х колесный, открытый
    догкарт - 4-х колесный экипаж для перевозки охотничьих собак
    долгуша (долгушка) - 4-х колесный экипаж на длинных дрогах
    дормез - карета для сна в пути
    драгуны (франц. dragon - дракон) - вид кавалерии, существовавший в армиях ряда стран.
    дрессировка - последовательное направленное приучение животных к совершению ими в определенных условиях сложных разнообразных действий, необходимых для несения службы, на охоте и т.д.
    дровни - деревянные сани
    дроги - передок и задок повозки, связанные дрожинами (длинная телега) без кузова.
    дрожки - волочки, 4-х колесная безрессорная повозка; короткие дроги для езды в городе.
    дуга - часть русской запряжки, скрепляющая хомут (с помощью гужей) с оглоблями и смягчающая воздействие на лошадь толчков повозки.
    дыбы - подъем лошади в вертикальное положение на задних ногах.
    дышло - парокон. упряжное устройство, прочная жердь, соединенная с серединой передка повозки, экипажа.

    Е
    ездовый
    - в армии солдат, управляющий лошадьми, запряженными в тачанку, повозку или артиллерийское орудие.

    Ж
    жгут - свитый пучок соломы или сена, применяют для растирания спин ы и конечностей лошади после работы, а также для удаления грязи, присохшей к волосам, перед чисткой лошади щеткой или пылесосом.
    жеребенок - детеныш лошади до отъема называется сосуном, после отъема - отъемышем, затем годовиком, полуторником и двухлетком.
    жеребность - беременность лошади.
    жокей (англ. jockey) - специалист, проф. занимающийся тренингом и скаковыми испытаниями лошадей верховых пород.
    жокейка - головной убор жокея, цветная круглая шапочка с козырьком, плотно облегающая голову.

    З
    заезд - 1. Испытание рысаков, соревнующихся в беге в качалках или под седлом по общей дорожке на установленную дистанцию. 2. Изменение направления движения в манеже без остановки.
    заездка - первоначальный период приучения лошади к хождению в упряжи или под седлом, подчинение ее воле всадника или ездока.
    закидка - 1. Произвольное движение лошади не в ту сторону, куда ее посылает всадник. 2. Остановка или осаживание лошади во время спорт. соревнования перед препятствием.
    заковка - повреждение чувствительных тканей копыта неправильно забитым подковным гвоздем.
    закрутка
    закрутка - петля из веревки или сыромятного ремня на деревянной рукоятке для фиксации неспокойных лошадей во время ветеринарной обработки, ковки и т.п.
    зацепы - 1. Два передних резца на верхней и нижней челюстях лошади. 2. Передняя часть конского копыта (называют также зацепной частью).

    И
    извозчик - кучер наемного экипажа для перевозки пассажиров.
    индексы - числовые величины, характеризующие телосложение животного. Для вычисления того или иного индекса нужно брать анатомически связанные промеры, например, для вычисления индекса формата - длину туловища и высоту в холке и т.д.
    империал - второй этаж в омнибусах
    иноходец - лошадь которой по природе свойственно бежать не рысью, а иноходью.
    иноходь - быстрый симметричный аллюр лошади с двухкопытным боковым опиранием и фазой свободного полета.
    ипподром (греч. hippos - лошадь и dromos - бег, место для бега) - комплекс сооружений для проведения испытаний лошадей и конноспортивных соревнований, выставок и выводок лошадей.

    К
    кабриолет - 2-х колесный экипаж без козел
    кавалергарды (франц. cavalier - всадник и garde - охрана) - привилегированный полк тяжелой гвардейской кавалерии, составляющий в торжеств. случаях почетную охрану лиц императоров, фамилии. В составе русской гвардии существовал с 1799 по 1917. Конский состав К. комплектовался массивными крупными лошадьми.
    кавалерия (франц. cavalerie) - конница, один из основных видов сухопутных войск с глубокой древности до второй мировой войны.
    кавалетти (итал. cavaletti) - клавиши, препятствие в виде жерди высотой 15- 20 см с крестовинами на концах.
    камзол (нем. Kamisol) - форменная одежда наездников и жокеев для ипподромных испытаний лошадей, обычно куртка или рубашка яркой расцветки.
    калеша - разновидность кареты
    капсюль - капсуль, приспособление, не позволяющее лошади широко раскрывать рот. Дисциплинирует лошадь, облегчает управление ею. Входит в комплект оголовья для верховых лошадей и узды для рысаков.
    карета - закрытый комфортный экипаж
    карьер - самый быстрый из всех видов аллюра, характеризующийся рядом прыжкообразных движений при одновременном резком сгибании туловища в пояснице и выносе задних конечностей впереди передних. На скачках чистокровные верховые лошади проходят карьером 1 км быстрее, чем за 1 мин (мировой рекорд - 53,6 с).
    качалка - легкая колесная тележка для тренинга и ипподромных испытаний рысаков, основной вид беговых экипажей, вытеснивший беговые дрожки.
    катафалк - погребальная повозка
    качалка - 2-х колесная легкая спортивная тележка
    капор - aнгл. hood "капюшон, капор, верх экипажа, хохолок птицы, крышка, чехол, колпак, капот двигателя", превратившееся в обозначение металлической поверхности, прикрывающей механизм автомобиля сверху…
    квадрига - 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме
    кеб (кэб) - 2-х колесный крытый экипаж
    кентер - укороченный полевой галоп, основной тренировочный аллюр скаковых лошадей.
    кибитка - 4-х колесная повозка с верхом на каркасе из прутьев
    ковбой (англ. cowboy, от cow - корова, boy - парень) - кон. пастух, стерегущий стада крупного рогатого скота и в совершенстве владеющий спец. приемами верховой езды.
    ковка - прикрепление подковы к копыту лошади и др. раб. животных.
    козлы - сидение для кучера на санях или повозке.
    колесница - 2-х колесная боевая и спортивная повозка
    колики (греч. kolike - кишечная болезнь) - приступы болей в области живота с характерными внешними проявлениями.
    колымага - 4-х колесный открытый экипаж
    коляска - 4-х колесный комфортный экипаж
    коневод - 1. Человек, занятый разведением лошадей. 2. С 1980 официальное название должности конюха.
    конина - конское мясо.
    конкур - конкуриппик (франц. Concours Hippique - кон. состязания) - в широком понимании всякое конно-спортивное соревнование. В нашей стране - соревнования по преодолению разнообразных препятствий.
    конка - рельсовый вагон на конном ходу
    конкурное поле - площадка для соревнований по преодолению препятствий.
    конник - 1. Человек, работающий с лошадьми или занимающийся кон. спортом, всадник. 2. Кавалерист.
    коновал - ветеринар-ремесленник, занимающийся главным образом кастрацией жеребцов и самцов др. сельскохозяйственных животных.
    коновод - 1. Боец-кавалерист, принимающий лошадей от др. военнослужащих при спешивании. 2. Рядовой военнослужащий, которому поручен уход за лошадью командира.
    контргалоп - движение, при котором всадник ведет лошадь галопом с наружной (проф.) ноги, например, с правой при выполнении вольта налево.
    конь - 1. Синоним слова лошадь, имеющий отчасти торжеств. оттенок. 2. В кавалерии К. употреблялось вместо слова мерин.
    конюх - рабочий, занятый уходом за лошадьми, их кормлением и водопоем, а также конюшенными работами. Под руководством тренера участвует в заездке и тренинге молодняка.
    конюшня - помещение для содержания рабочих и племенных лошадей. Чаще всего имеет двухрядную внутреннюю планировку.
    копыто - твердый кожный наконечник пальца лошади, соответствующий когтю хищных животных.
    коренник, коренная лошадь 1. В троечной запряжке средняя лошадь, запряженная в оглобли, как правило, рысак. По обе стороны К. скачут пристяжные. 2. В парной запряжке с пристяжной — л., запряженная в оглобли. 3. В тачаночной запряжке (четверкой в ряд) — л. сред. пары, идущая у дышла. 4. В многокон. запряжке цугом — л., идущая одна или в паре непосредственно перед экипажем за уносной. Обычно в кач-ве К. используют более сильных и массивных л., чем пристяжные и уносные.
    кормушка - устройство для дачи корма.
    косяк - в табун. коневодстве группа из 20 - 25 кобыл и жеребцов, выпущенная на пастбище.
    краги - 1. Съемные твердые голенища с застежками, применявшиеся раньше при верховой езде. 2. Раструбы у перчаток, используемых наездниками на бегах (иногда К. неверно называют полностью перчатки с раструбами).
    крипторх - нутрец, жеребец, у которого 1 или 2 семенника не опущены в мошонку, а задержались в полости тела или паховом канале.
    кросс (англ. cross - пересекать, переходить) - скачка с препятствиями по пересеченной местности.
    круп - часть свода спины от поясницы до основания хвоста; образован тремя сросшимися крестовыми позвонками, костями таза и одевающей их мускулатурой.
    крэк (англ. Crack) - лучшая скаковая или рысистая лошадь в конюшне, а также во время скачки или заезда.
    кумыс - напиток из молока кобыл, получаемый в результате смешанного спиртово-молочнокислого брожения.
    купе - 4-х колесный закрытый рессорный экипаж

    Л
    ландо
    - 4-х колесная карета с откидным верхом
    ландолет - облегченное ландо
    лассо (франц. lasso) - аркан ковбоев, веревка длиной до 30 м со скользящей петлей.
    левада - огороженное искусств. пастбище для л. площадью 2 - 4 га, являющееся технологич. звеном соврем. культурного конезаводства.
    леи (проф.) - накладки из мягкой кожи или кожезаменителя, которые нашивают на брюки для верховой езды в местах наибольшего трения: на седалище, внутренних поверхностях бедер и колен.
    лейцы (проф.) - два разъединенных повода длиной ококо 6 м, которые используют при заездке молодняка, при работе с жеребцами-производителями и пробниками, а также при выводке строгил л. Каждый из выводчиков держит один повод и при необходимости отпускает его на такую длину, чтобы повернувшаяся задом лошадь не могла ударить его копытом.
    ленчик - основа (каркас) седла из дерева и металла, на которой крепят остальные его части.
    лидер (англ. leader - ведущий, руководитель) - участник ипподромных испытаний, возглавляющий скачку.
    линейка - 4-х колесный многоместный экипаж
    лира - качалка-рекордистка
    лошак - гибрид, полученный от скрещивания ослицы и жеребца.
    лука - дужка, соединяющая правую и левую лавки седла.

    М
    мажара - большая телега
    мальпост - почтовая карета
    манеж (франц. manege) - открытая или закрытая площадка для верховой езды.
    мартингал - доп. повод, не позволяющий лошади задирать голову во время движения.
    масть - один из главных опозновательных признаков лошади. Точное определение масти наряду с описанием пример позволяет отличать одну лошадь от другой. Масть является наследственным признаком лошади и определяется цветом покровных волос головы, шеи, корпуса и конечностей и защитных волос гривы, хвоста и щеток.
    матка - кобыла, используемая для воспроизводства. Матка бывает жеребая - беременная, подсосная - выкармливающая жеребенка-сосунка и холостая - нежеребая.
    мах - 1. Законченный цикл движений лошади на галопе, состоящий из 3 циклов. 2. Название широкой свободной рыси, которую применяют при тренинге рысаков.
    менка ног (проф.) - сокращенное название упражнения перемена ног на галопе.
    мерин - кастрированный жеребец. Меринов широко используют в качестве рабочих лошадей.
    многоборье - комплекс. соревнование, в котором участники состязаются в нескольких (2 - 3 и более) видах спорта. В конном спорте самый распространенный вид многоборья - троеборье, которое проводят по полной или сокращенной программе. Если полевые испытания проводить невозможно (напр. зимой), в закрытом помещении организуют двоеборье, включающую манежную езду и преодоление препятствий.
    моклок - бугор в переднебоковой части крупа лошади, костную основу которого образует утолщенный угол крыла подвздошной кости.
    мокрец - подсед, обиходное название воспаления кожи (дерматита) на задней и боковой поверхности пута лошади.
    молодняк - лошади не достигшие полного развития организма: отъемыши, годовики, полуторники, двухлетки, трехлетки и четырехлетки. лошадей - всего 0,6 - 0,7 л.с. Ценным рабочим качеством лошадей является их способность к кратковременному значительному увеличению мощности. Тяжеловозы развивают максимальную мощность за счет увеличения силы тяги при медленном движении, а рысаки - за счет большой резвости при малой силе тяги.
    мул (лат. mulus) - гибрид, рожденный от домашнего осла и кобылы.
    мундштук (нем. Mundstuck) - специальное удило с боковыми щечками, оказывающее усиленное воздействие на рот лошади.
    мундштучное оголовье - уздечка, предназначенная для пользования мундштуком. В отличие от трензельного оголовья, имеет суголовный ремень, к которому крепят мундштук, и второй, мундштучный повод.
    мустанг (англ. mustang) - одичавшие потомки домашних лошадей, завезенных в Америку европейскими колонизаторами в конце 15 и последующие столетия.
    мызгание - посыл лошади специфичным губным звуком - громким причмокиванием.
    мышастая масть - волосы на туловище лошади мышиного или пепельного цвета, на голове, нижних частях ног темнее, челка, грива и хвост, а также ремень, пятна на лопатках и полосы на ногах темные.

    Н
    нарты - легкие длинные сани (в них могут впрягать и собак и оленей)
    навоз - твердые и жидкие выделения животных, в т.ч. смешанные с подстилкой.
    нагайка - первоначально - нагайская, т.е. татарская плеть, короткая толстая плеть из ремней, которую применяют для посыла лошади при верховой езде без шпор, в частности казаки.
    наглазники - шоры, щитки различных конструкции на оголовье (полузакрытые, закрытые, блиндеры), ограничивающие поле зрения лошади.
    наездник - специалист по тренингу и испытаниям рысистых лошадей.
    намет - казачье название галопа.
    наушники - специальные колпачки, которые надевают на уши нервным, пугливым рысакам и верховым лошадям при ипподромных испытаниях.
    недоуздок - узда без удил, предмет конюшенного обихода, предназначенный для содержания лошади на привязи (при помощи чумбура).
    ногавки - защитные приспособления, предотвращающие эксплуатационные травмы нижней части конечностей лошади, т.н. защитная обувь.

    О
    оглобли - однокон. упряжное устройство в виде 2 прямых или изогнутых прочных жердей, соединенных с концами передней оси повозки или передком саней. Запрягаемую лошадь ставят между оглоблями.
    оголовье - основная часть конского снаряжения, надеваемая на голову лошади и позволяющая управлять ею, то же, что узда.
    одер - ироническое название старой худой малосильной лошади.
    одноколка - 2-х колесный легкий экипаж опой - обиходное название ревматичное воспаления копыт.
    одр (одер) - старинное название повозок осаживание - движение лошади назад, одно из манежных упражнений, применяемых при выездке и входящих в программы соревнований.
    олонецкая люлька - конные носилки без колесосел (Equus asinus) - подрод лошадиных, включающий диких и домашних животных.
    омнибус - 4-х колесный маршрутный экипаж
    отава - трава, отросшая после скашивания или стравливания.

    П
    пассаж (франц. passage, букв. - проход, переход) - один из основных элементов высшей школы верховой езды, укороченная, очень собранная и ритмичная рысь.
    пиаффе (от франц. piaffer - приплясывать, бить копытом землю) - одно из основных упражнений высшей школы верховой езды, крайне укороченная, собранная, высокая и ритмичная рысь на месте.
    пируэт (франц. piroutte) - упражнение, включаемое в программы соревнований по выездке; выполняемый в 2 следа круг, радиусом, равным длине корпуса л. При этом передние и наружная задняя нога двигаются вокруг внутренней задней, являющейся как бы осью поворота.
    повод - поводья, ремень, пристегнутый концами к кольцам трензеля или мундштука, одно из основных средств управления лошадью, направления и регулирования ее движения.
    повозка - 4-х колесное транспортное средство
    подвода - грузовая повозка
    подковы - металлические пластинки, прикрепляемые гвоздями к копытам лошади для предохранения рога от стирания и обламывания.
    подпруга - часть конского снаряжения, широкий прочный ремень из кожи или др. материала. Охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков и удерживает на ней седло (у упряжных лошадей - седелку). Некоторые виды седел имеют по 2-3 П.
    подстилка - солома, торф или опилки, которыми покрывают пол в деннике или стойле (станке) при содержании лошадей в конюшне.
    полок - грузовая повозка с платформообразным кузовом
    полувольт - полукруг, который всадник описывает, выполняя заезды направо или налево назад. См. также ВОЛЬТ.
    породистость - чистокровность.
    портшез конный - конные носилки, без колес
    посыл - побуждающие действия на лошадь, заставляющие ее увеличить резвость скачки или бега (например, при борьбе на финише).
    потник - часть седла и хомута, прилегающая к телу лошади и изготовленная из войлока. Смягчает давление на кожу и впитывает пот.
    пошевни - широкие крестьянские сани
    прикуска - одна из дурных привычек, когда лошадь с громким характерным звуком заглатывает воздух, опираясь при этом верхними резцами на край кормушки, выступ стены, цимбалину и т.п., как бы прикусывая их.
    приструга - часть казачьего и спортивного седла, привязанный к арчаку короткий (около 30 см) ремень, к которому пристегивают подпругу.
    проводка - ведение лошади к поводу. Поводку разными аллюрами делают, чтобы продемонстрировать качество движений лошади специалистам и покупателям, ее оценивающим, а также выявить хромоту, нарушение дыхания и работы сердца при обследовании лошади ветврачом.
    пролетка - 4-х колесный открытый 2-х местный экипаж
    проточина - отметина в виде полосы белой шерсти, проходящей по переносью лошади.
    путо - бабка, нижняя часть конечности лошади, первая фаланга пальца.
    путы - веревка, которой связывают (путают) бабки передних ног лошади.

    Р
    рутлище - часть седла, ремень, на котором подвешено стремя.
    развязка - веревка, ремень или цепь, предназначенный для фиксации лошади в проходе конюшни для чистки, ковки и т.п., а также во время уборки денника.
    развязки - вспомогательные поводья, верхними концами застегнутые за кольца трензеля, а нижними закрепленные на седле или гурте.
    размашка - вид тренировочной ипподромной рыси, близкой по темпу и последовательности перемещения ног лошади к маху и резвой рыси.
    расчистка копыт - 1. Удаление копытным ножом, клещами и рашпилем излишне отросшего копытного рога и придание копыту правил. формы. 2. Очистка копыт от налипшей грязи и навоза крючком или деревянным ножом при ежедневной уборке лошади.
    реприз (франц. repeise - повторение), при тренинге лошади часть занятия, во время которого лошадь движется определенным аллюром, например реприз прибавленного шага - 3 мин, Р. средней рыси - 10 мин и т.п.
    родео (исп. rodeo). 1. Соревнования ковбоев, включающие езду на необъезженных полудиких лошадях, действия с лассо, например, накидывание его на бегущего бычка и т.п. 2. Представления, которые дают п

    Похожие статьи
     
    Категории